09.04.2015 00:05
Культура

Как дворник из Благовещенска спас выброшенные на помойку книги

Дворник из Благовещенска спасает книги, выброшенные хозяевами на помойку
Текст:  Александр Ярошенко (Амурская область)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №75 (6646)
В полутемной каморке на спешно сколоченных полках теснятся потрепанные бриллианты слова. Прижизненные издания Максима Горького, томики О'Генри, Жюля Верна, Михаила Булгакова.
Читать на сайте RG.RU

Все это богатство Сергей Нифашев годами находит в мусорных контейнерах. "Это друзья моего детства. Как их можно предать?" - искренне недоумевает городской дворник.

Царство книжного мальчика

В Благовещенске прошел фестиваль бородачей

Дворник Нифашев говорит, что сейчас покажет мне настоящие сокровища. Обшарпанные ступеньки ведут в затхлый подвал кирпичной пятиэтажки. Иду "по приборам", из-под ног шарахаются перепуганные бездомные кошки.

- Осторожно, голову пригибай, - окриком лоцмана ведет меня Нифашев к каморке с богатством.

Щелчок выключателя и... глазам не верю! Роскошная полиграфия томов из полного собрания сочинений Владимира Маяковского, издания Карамзина, Алексея Толстого, Жюля Верна и сочинения Максима Горького, изданные еще при жизни советского классика.

- Эта сокровищница пополняется несколько раз в месяц. Мимо выброшенных книг не могу равнодушно проходить. Чтиво оставляю, а настоящее приношу сюда, - говорит Сергей Нифашев.

Себя он называет "ленинградским книжным мальчиком". Сын кадрового военного и учительницы французского языка родился и вырос в культурной столице России. Все свободное время мальчишка проводил с книгой в руках, написанный мир печатной романтики уносил его на необитаемые острова и в неведомые страны.

Хозяин кладовки признается, что книги - его самая большая радость и самая большая боль в жизни.

- Радость - потому что они сформировали меня человеком, а боль от того, что я очень остро переживал разницу миров. Книжного и реального, - говорит Сергей.

Он в 1974 году с отличием заканчивает Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО. Из предложенного свободного распределения выбирает Дальний Восток. Поехал туда, "где ребята толковые", как пели в популярной тогда песне. Первым местом его дальневосточной службы стал Владивосток. Молодые офицеры свободное время жгли в гулянках и "гусарских походах", а старший лейтенант Нифашев проводил его в читальном зале краевой библиотеки.

- Запоем читал редчайшие книги, которые даже не разрешали выносить из библиотеки, и был абсолютно счастлив, - говорит он.

Военную службу политрука с "красным дипломом" оборвала автодорожка, после которой врачи его списали на гражданку.

Сергей идет работать учеником электросварщика, интеллект и смущение скрывал под маской сварщика. Говорит, что он глубоко уверовал в идеи коммунизма, искренне считал, что именно при этой модели общества человек перед человеком, как звезда перед звездой.

Хозяин подранков

Фотокор "РГ" вернул амурчан в девяностые

Девять лет назад он пошел работать дворником.

- Прекрасная работа, никакого начальства и никаких интриг. Добросовестно делаю свое дело и каждый день слышу от людей волшебное "спасибо", - говорит Сергей Нифашев.

Король чистоты городских дворов так и не смог смириться с тем, что люди избавляются от книг.

- Смотри, "Справочник математика", советское фундаментальное издание. Много страниц бережно карандашом отмечено. Он помогал людям! А они его выкинули, - растерянно машет рукой городской романтик.

Не так давно он вынул из контейнера целую подшивку журнала "Курьер ЮНЕСКО", который был для советского человека богатством просто немыслимым.

Дворник-библиофил много свободного времени по-прежнему отдает чтению. У него дома неплохая библиотека. Но часто он зажигает лампочку и в подвальной "читальне".

- Начну читать, оторваться не могу - так захватывает, - белозубо улыбается Сергей Олегович.

Он понятия не имеет, что с этой сокровищницей мысли делать дальше.

- Понимаешь, это подранки с помойки. Нести в библиотеку не совсем правильно, книги же тоже имеют свойство болеть, - говорит он.

...Я попросил у него чудный сборник русских народных песен, который был издан в середине прошлого века.

- Поеду в район, в командировку, подарю в сельский клуб. И оживут песни, - говорю я.

- Не дам! - бритвой отрезал Нифашев.

Не так давно он нашел на мусорке целую подшивку журнала "Курьер ЮНЕСКО", который был для советского человека немыслимым богатством

На мое недоумение ответил скороговоркой.

- Понимаешь, я не уверен, что эта книга по-настоящему будет кому-то нужна. А вдруг ее предадут второй раз? - с детской незащищенностью спросил 60-летний дворник.

Я растерянно промолчал. Он проводил меня из подвала, пожал руку и осторожно по ступенькам пошел назад - к спасенным друзьям его жизни.

Прямая речь

Оксана Праскова, заместитель директора Амурской областной научной библиотеки им. Муравьева-Амурского

- На предпочтения читателей большое влияние оказывает экранизация произведений. Но классику никто не отменял, она по-прежнему востребована. Сегодня все больше посетителей на нашем сайте и все меньше читателей, которые приходят в библиотеку. Думаю, что виной всему убыстряющийся темп нашей жизни. Списываем книги, которые не востребованы лет двадцать-двадцать пять. В 2014 году в библиотеку поступило 7766 единиц периодических изданий, а списали мы 29 414 единиц. Вот такая статистика.

Литература Образ жизни Благовещенск Дальний Восток