"Собачий рай" Анны Чернаковой - редкий пример полузабытого у нас "семейного кино". Для кого-то 50-е годы - радужные воспоминания детства, для кого-то - далекая, но захватывающая экзотика. Режиссер любовно восстанавливает это время по деталям быта, по звучаниям давних песен по старому радио, по трагическим извивам людских судеб - их в этом мире принимают спокойно, как будни. Если смотреть с детьми - их заинтересует жуткая тайна, которую соорудят их сверстники на экране, и секретная игра, в которую включится песик-ищейка, нарушая свой служебный долг.
Особенно интересно изображение: почти открытка, все новенькое, с иголочки, и трава зеленее, и солнышко ярче. Режиссер Анна Чернакова объясняет мотивы своего решения: "Для меня это история о детстве и о том, какими дети видят взрослых, понимая про них нечто такое, о чем взрослые и не догадываются. Мы много смотрели живопись 50-х годов: Лактионов, Яблонская, Решетников... Художники придумали павильон прекрасно - его даже спустя месяцы после съемок продюсеры не решались сломать: это было живое пространство...."
Кадры из фильма "Класс коррекции"По-своему уникален еще один фильм конкурса - "Класс коррекции": он затрагивает тему, чрезвычайно востребованную во всем мире, кроме России. Это "неудобная" тема жизни инвалидов. В данном случае - инвалидов-подростков, школьников с "отклонениями от нормы". Ребят и девочек, вся юность которых сложена из борьбы за право на полноценность. На равные, без снисходительности, отношения, на равные права, на полноценную жизнь. Это вечная тема "непохожих", "гадких утят", разнообразных меньшинств, повинных лишь в том, что они родились блондинами, или с пониженным слухом, или у них парализованы ноги, или какая-нибудь "не та ориентация"... Дебютант Иван И. Твердовский сумел купировать предубеждения даже косной публики: он сделал картину, сражающую молодой энергетикой и обаянием, картину убедительную и вызывающую сочувствие.
Формально это "школьный фильм" с фабулой, которая перекликается с взрывной картиной 60-х "А если это любовь?": двое полюбили друг друга, вызвав панику у учителей и возбудив жестокие инстинкты одноклассников. Сплоченный коллектив молодых существ объединен общим несчастьем: им перекрыты дороги в будущее. Ребята постоянно играют с огнем: им позарез нужен риск, в них бушует адреналин, их агрессия ищет выхода. Молодые актеры Мария Поезжаева и Филипп Авдеев умудряются в самых рискованных ситуациях сохранять обезоруживающе чистую интонацию первого свидания Ромео с Джульеттой. Однажды включившись в это косноязычное, но искреннее общение, уже не оторвешься: герои фильма станут тебе практически родными, ты с ними уже скован одной цепью, ты их понимаешь без слов. Фильм снимался практически без сценария.
Кадры из фильма "Тупой жирный заяц"Наконец, "Тупой жирный заяц", дебютная "грустная комедия" Славы Росса - праздник для отзывчивого зрителя. ...Новая жизнь врывается в захолустный театр в лице ее хозяев - деловых мужиков с мертвой капиталистической хваткой. Эту новую элиту играет Александр Баширов с его уникальной способностью изображать разного рода питекантропов. Его персонаж - буревестник зари капиталистической эры. Он тоже мечтает. Он мечтает дорасти до уровня тех, кто остается в истории, - Третьякова или Морозова. А пока производит колбасу. Но готов вложить деньги в искусство: там красивые женщины говорят про непонятное, а на сцене изъясняются с красивым подвыванием. Он фактически покупает бедствующий театр и по праву хозяина устанавливает там свои правила. Надо ль оказать сопротивленье? Тупой жирный заяц пытался. Что привело к попытке самоубийства. Спасла его, конечно, любовь. Это нормальный финал современного иррационального фильма, который даровать нам более социальную надежду уже не рискует. Только тающую в новорусском мареве улыбку Кабирии.
Посмотрела уже два фильма: "Репетиции" и "Дом, милый дом". Оба понравились. Живые люди. Страстные. Настоящие. После "Дома..." в горле комок. Спасибо! Прежде всего организаторам фестиваля.
Нина Ермилова
В своем отзыве о фильме "Дом, милый дом" я допустила ошибку, не обратив внимания на то, что фильмы оцениваются не по пятибалльной, а по десятибалльной системе. Я ставлю этой картине наивысшую оценку. Поэтому бесспорно - 10 с плюсом!
Ирина Честных
Давно я не смотрела такое красивое, глубокое, близкое, смешное и одновременно грустное СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ кино. Большое спасибо Оксане Карас и ее команде за прекрасную картину. Очень хочется, чтобы "Репетиции" привлекли к себе внимание большого количества зрителей. Скажу честно, я в неожиданном для себя в восторге от увиденного!
Стефани Тымкив