Руководителем рабочей группы АСИ стал генеральный директор ОАО "КамАЗ" Сергей Коготин. Напомним, в Набережных Челнах совместно с фирмой Cognitive Technologies уже ведутся работы по созданию беспилотного грузовика. Отличием этого проекта от зарубежных аналогов является адаптация под российские реалии: отсутствие разметки, плохую погоду и другие факторы, усложняющие анализ дорожной ситуации.
Создаваемая система будет распознавать сигналы светофора, дорожные знаки, участников движения и пешеходов вне зависимости от ракурса и перекрытия их другими объектами. Беспилотный КамАЗ сможет объезжать возникающие на дороге препятствия - даже выскочившую под колеса собаку. На обнаружение опасности и реакцию на нее отводится не более 0,3 секунды.
Разработки беспилотных автомобилей ведутся во многих странах. Самый известный проект реализует Google - в 2012 году компания объявила, что 10 гугломобилей, оборудованных видеокамерами, GPS-навигаторами, оптическими дальномерами кругового обзора и радарами, проехали в совокупности 300 тысяч миль и стали участниками одного ДТП - в стоявший на светофоре гугломобиль врезалась обычная машина. Правда, зимой и в ненастье гугломобили теряют ориентацию, поскольку сравнивают данные видеокамер с фотографиями дорог и улиц из сервиса Google Street View.
- Адаптация нашей системы к дорогам без разметки, плохой погоде дает технологическое преимущество в три-четыре года, возможность выйти на рынок с более продвинутым продуктом и завоевать более выгодные позиции. Если мы это преимущество не потеряем, к 2025 году доля России на мировом рынке беспилотных транспортных средств составит порядка 10-12 процентов. - рассказала руководитель Cognitive Technologies Ольга Ускова. Главной проблемой, на ее взгляд, станет подготовка к появлению беспилотных автомобилей российского законодательства: правил дорожного движения, законов о страховании, множества других документов: "В Европе эта работа ведется уже несколько лет, 14 штатов США разрешили эксплуатацию автомобилей без водителя. Мы пока в начале пути".
Volvo планирует создать беспилотный грузовик к 2020 году, Daimler - к 2025. Оба проекта рассчитаны на дороги с твердым покрытием и развитой инфраструктурой: разметкой, освещением, высокоскоростным мобильным интернетом. Беспилотный КамАЗ планируется построить к 2022 году, затраты на его создание включены в федеральную целевую программу и составят 17-18 миллиардов рублей . Работа идет по трем направлениям: помощник водителя, дистанционное управление и полностью автономный грузовик.
В первом случае компьютер затормозит машину в экстренной ситуации или обеспечит адаптивный круиз-контроль, поддерживая заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Дистанционно управляемые грузовики будут востребованы при работе в аварийных ситуациях или, скажем, в карьерах. Полностью автономный грузовик сможет двигаться по заложенному в память маршруту либо сам выбирать путь по заданным координатам.
- Это будет грузовик с обычной кабиной, в которой разместится высокопроизводительный компьютер. Со временем развитие проекта, возможно, приведет к исчезновению кабины. Сейчас перед нами стоит задача, чтобы после запуска в серийное производство цена робота-грузовика не превышала цену обычной машины более, чем вдвое, - рассказал главный конструктор по инновационным продуктам научно-технического центра КамАЗ Сергей Назаренко.
Согласно планам АСИ, в ближайшие три года еще 42 миллиарда рублей будет инвестировано в проект потенциальными покупателями беспилотных КамАЗов: нефтегазовым и агропромышленным комплексом. Сферой применения наземных беспилотников станет и ЖКХ.