Его сочинение занимательно как фэнтези и утомительно как новый российский сериал; по-барочному чрезмерно, усложненно и по-детски наивно. Исполнено новых технологий и невразумительных актерских проявлений.
Вполне закономерно, что "Синяя птица" Метерлинка прочитана как священный текст, символизирующий новый переход, цивилизацию пост-постмодерна, конца истории. Метафизическое путешествие двух детей за птицей счастья Борис Юхананов рассказывает с помощью двух пожилых актеров, чьи судьбы слились со взлетами и падениями советского театра и советского мира. Огромный "Боинг", образ последних катастроф, в начале спектакля распадается, теряя носовую часть, и открывает нам салон в разрезе, где сидят Тильтиль и Митиль в очаровательных плюшевых пижамках. Излюбленный в Европе образ театра-корабля трансформировался в театр-боинг, воздушный корабль Апокалипсиса, летящий неведомо куда. Творение сценографа Юрия Харикова, светящееся и "взлетающее", точно зависает среди обломков истории. В какой-то момент спектакля сценическая площадка из авиационного амбара превращается в огромный колумбарий с именами ушедших, которые, светясь, проплывают по его стенам.
Точно так же проплывают в спектакле новеллы, фрагменты своих и чужих биографий, рассказанные протагонистами, Владимиром Кореневым и его женой, актрисой Алефтиной Константиновой. Оккупация, бегство на подводах из Мценска, страшная смерть матери, голодное детство, чудесная бабушка, заменившая мать, голод в послевоенном Крыму, где жил сын блестящего красавца офицера Володя Коренев, оттепель, ГИТИС, влюбленность, актерские байки, ревность к красавцу мужу...
Все эти исповеди, вербатимы оплывают как свечи, теряют свои собственные очертания, становятся фрагментами совсем иных историй. Актеры-куклы, черные вороны с огромными клювами, странные парафразы венецианского карнавала сопровождают эти рассказы. Следуя канве пьесы, они вроде бы напоминают о структуре постдрамы, но только внешне.
Прав кинорежиссер Александр Зельдович, назвавший всю конструкцию принципиально не постмодернистской. Она очерчена рамкой "священного" театра Апокалипсиса, в свете которого любой фрагмент - от синего почтового ящика до скрупулезно восстановленного обломка советской романтической "Палубы", спектакля 60-х годов по пьесе Леонида Зорина - равно бесценен и бесполезен.
Фрагментарный человек не знает смысла и цели своих воспоминаний, здесь размышления о Феллини и новом искусстве не более важны, чем подробнейший рассказ Коренева о поклонницах, гешефтах и "чесе" по районным клубам. Формат его воспоминаниям придают жанры - вот что властвует в сознании и театре Бориса Юхананова. Души зверей и субстанций представлены в эстетике японского средневекового театра. Но их волшебная медитативность лишь на время окутывает спектакль, имеющий совершенно иную прагматику.
Десятки и даже сотни объектов, кукол, костюмов Анастасии Нефедовой, видеосценография Степана Лукьянова, музыка Дмитрия Курляндского, взлетающая вместе с обрывками шлягеров, барочных пассажей, классических арий, шумов и звуков, советский мир, уплывающий вместе со всем этим множеством артефактов в неведомое прошло-будущее.
В масштабном мега-спектакле Бориса Юхананова есть почти все (кроме актеров, готовых лететь с ним вровень), чтобы занять важное символическое место в истории нынешнего социального и политического катаклизма. Театр-боинг, прощающийся с целой цивилизацией - это, я вам скажу, посильнее "Фауста" Гете.
Кстати
Спектакль можно увидеть 16, 17, 18, а также 20, 21 и 22 апреля. Учтите, что это "спектакль в трех вечерах".
Билеты от 1500 до 3000 тысяч рублей
Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ находится по адресу Тверская, 23