12.04.2015 14:40
В мире

Подъем затонувшего парома "Севоль" начнется в сентябре

Текст:  Олег Кирьянов (Пусан)
Правительственные эксперты Южной Кореи озвучили план по подъему парома "Севоль", затонувшего 16 апреля 2014 года у юго-западного побережья Корейского полуострова.
Читать на сайте RG.RU
Крушение южнокорейского парома "Севоль"

Планируется, что на извлечение судна из воды потребуется от года до полутора лет. Эта операция станет беспрецедентной по сложности и очень дорогой по стоимости.

Сейчас главным вопросом остается поиск тел девяти человек, которые до сих пор считаются пропавшими без вести. Тела остальных 295 жертв были найдены и извлечены. Хотя многие государственные эксперты и правительство Кореи сильно сомневались в возможности найти останки и собирались оставить паром лежащим на дне моря, все изменилось после слов президента Южной Кореи Пак Кын Хе. К удивлению своих многих подчиненных, Пак Кын Хе во время недавней встречи с родственниками жертв крушения сказала, что "возможность подъема будет активно рассмотрена". Чиновники восприняли это как однозначный приказ: "составить плана подъема, доложить и в итоге поднять паром".

В Корее появится "стена памяти", посвященная жертвам "Севоля"

Глава спецгруппы профессор Ли Гю Ель на заседании правительства представил пять основных вариантов подъема парома. С учетом всех обстоятельств было решено приподнять паром плавучими кранами, перевезти судно в более спокойное и мелкое место, подвести под него плавучий док, а затем уже поднять корпус судна над водой.

С учетом того, что вес судна с грузом составляет сейчас около 8400 тонн, а также эффект "присасывания" ко дну и веса находящейся внутри воды, необходимо задействовать плавучие краны общей суммарной подъемной силой не менее 12 тысяч тонн.

Планируется, что подъем будут осуществлять самый крупный плавучий кран страны "Hyudai-10000" и кран "Самсунг-5", которые способны поднимать, соответственно, по десять и восемь тысяч тонн.

В месте, где сейчас лежит судно, очень сильны подводные течения, что серьезно затруднит работу. С учетом этого паром решено не пытаться ставить в прямое положение, а поднимать так, как он и лежит сейчас на глубине 44 метров - с левого бока. В корпусе просверлят 80 сквозных отверстий, через которые проденут 93 подъемных и связующих троса.

На втором этапе планируется судно приподнять так, чтобы над водой оно появилось примерно на полтора метра, а затем начать его перемещение в менее глубокое место с более медленными подводными течениями. Для этого судно на тросах придется перемещать кранами на два с половиной километра, где глубина будет 30 метров.

На третьем этапе под судно будет подведен U-образный плавучий док-баржа водоизмещением 13 200 тонн. Чтобы судно смогло лечь на док, центральную площадку дока притопят до глубины 23 метра, положат "Севоль" на площадку, и после этого начнут окончательный подъем. В итоге судно будет полностью поднято над водой.

Глава компании-оператора парома "Севоль" осужден на 10 лет тюрьмы

В 2010 г. после потопления корвета "Чхонан" корейцы уже поднимали корабль, но там все было в целом проще - течения медленные и само судно меньше. Другие варианты подъема, включая возможность разрезания судна на две части или придания ему дополнительной плавучести, были отвергнуты. В случае с разрезом могут быть повреждены останки находящихся там людей, а именно из-за поиска их в первую очередь все и организуется, а в остальных случаях корпус может начать непредсказуемое движение с учетом сильных подводных течений.

Другой фактор, который осложняет всю операцию - это периодические ухудшения погоды, возможный тайфуны и прочее. Это делает работы более опасными, а также может потребовать больше времени. Так, в случае с тайфунами придется вообще останавливать все работы и отводить технику в безопасные гавани.

Некоторые эксперты высказали сомнения в эффективности того плавучего дока, на который собираются ставить "Севоль". Длина дока составляет лишь 72 метра (при ширине 49 метров), тогда как судно - 222 метра в длину (при ширине 26 метров). Но специалисты, выработавшие план подъема, уверены, что при правильном учете центра тяжести можно поднять и этим доком.

Фразы "крайне сложная", "необходимость повышенной осторожности" и "непредсказуемые факторы" звучали во время доклада неоднократно. Но, похоже, корейцы уже решили, что судно необходимо поднять. Это во многом уже и политический вопрос, на который сильно влияет в том числе и активность родственников погибших. Значительная часть обычных людей их также поддерживает, а потому у правительства страны выбора почти нет, хотя подъем наверняка войдет в историю мирового морского транспорта. Ожидается, что уже к концу апреля правительство Кореи официально одобрит окончательный план по подъему "Севоля".

Прокуратура огласила итоги расследования причин крушения "Севоля"

С учетом всех факторов, подъем займет не менее года, но может растянуться до полутора лет. Ожидается, что после проведения подготовительных работ сам подъем начнется в сентябре этого года. В лучшем случае "Севоль" полностью покажется над водой в июне 2016 года.

Стоимость операции обойдется в сумму от 100 до 200 миллиардов вон (90-180 миллионов долларов). Поисково-спасательные работы, которые шли в течение семи месяцев, уже обошлись в 185 миллиардов вон (около 160 миллионов долларов). Для организации и проведения подъема "Севоля", скорее всего, будет сформирован консорциум, куда войдут как корейские, так и зарубежные компании. По сообщениям местных СМИ, свой интерес уже озвучили представители Нидерландов и Японии.

Южная Корея