13.04.2015 00:20
Общество

Австрийские ученые выявили захоронения 90 тысяч советских солдат

Австрийские ученые выявили захоронения 90 тысяч советских солдат
Текст:  Юрий Борисёнок
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (6648)
Семьдесят лет назад Красная армия освободила Вену. Советские войска, первыми из союзников вошедшие на территорию Австрии, избавили от нацистов не только ее столицу, но почти половину территории страны. Это одно из ключевых событий нашей общей истории. О том, есть ли в ней запретные для обсуждения темы, наш разговор с сопредседателем Российско-австрийской комиссии историков, директором Института имени Людвига Больцмана по изучению последствий войн Стефаном Карнером.
Читать на сайте RG.RU

Стефан Карнер: Вена, считавшаяся второй столицей Третьего рейха, имела ключевое значение для исхода всей войны против Гитлера. На территории Австрии во время освобождения и затем, в период советской временной администрации, побывало более 400 тысяч советских военнослужащих и гражданских лиц. Нас до сих пор многое связывает из той эпохи. Сегодня мы уже более двадцати лет имеем возможность изучать историю 1945 года во всей ее полноте, ничего не утаивая. Австрийцы до сих пор хорошо помнят, как Красная армия спасла тысячи людей от голода, открыв свои продовольственные запасы. Но и негативные факты мы в своих исторических исследованиях не обходим стороной.

В Словении впервые собрались ветераны из славянских стран

Что вы имеете в виду под "негативными фактами"?

Стефан Карнер: Мы исходим из того, что специалисты из России и Австрии способны разрешить самые сложные вопросы на основании оригинальных исторических источников. Архивные документы позволяют нам оценить истинный масштаб и таких явлений, как грабежи и изнасилования. Безусловно, распространенные в публицистических текстах сведения о "миллионах изнасилованных немок" совершенно неверны. Но ведь за каждым таким случаем, а счет их идет на тысячи, стоит психологическая травма конкретного человека, и об этом тоже не стоит забывать. При этом австрийские историки исходят прежде всего из реальной и полной картины прошлого, в которой темные страницы отнюдь не главное.

Определяет же нашу позицию четкое осознание того факта, что освобождение Вены в апреле 1945-го стало одним из трех ключевых событий середины ХХ века, которые сформировали современную австрийскую государственность. После того как Гитлер в марте 1938 года аннексировал Австрию, необходимо было приложить немалые усилия на международном уровне, чтобы независимость нашей страны была восстановлена. Первым шагом на этом пути стала Московская декларация министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, подписанная 30 октября 1943 года. Этот документ признавал присоединение Австрии к фашистскому рейху недействительным и предоставлял ей право на образование свободного и независимого государства. Взятие Вены Красной армией стало необходимым условием для такого развития событий, и в итоге 60 лет назад, 15 мая 1955 года, был подписан Австрийский государственный договор, провозгласивший Австрию суверенным и нейтральным государством.

Как австрийским историкам удается уже больше двух десятилетий столь плодотворно работать с российскими коллегами?

Стефан Карнер: Задача российских и австрийских историков в отношении событий Второй мировой войны обозначена уже достаточно давно - положить на стол все известные исторические факты, доброжелательно и обстоятельно их "взвесить" и определить их реальную ценность с научной точки зрения. Огромную роль в успешном развитии нашего сотрудничества сыграла позиция российской стороны - уже 23 года мы работаем в условиях, когда для нас открыты основные архивы в России, на основании которых подготовлены и изданы очень информативные сборники документов. Замечу, что наши совместные публикации увидели свет не только в России и Австрии, но и в Гарвардском университете в США, то есть это проекты очень высокого международного уровня. Одно из недавних достижений Российско-австрийской комиссии историков - исследование о "Пражской весне" 1968 года - объединило около 70 научных учреждений со всего мира.

Почему штурм Кенигсберга стал символом победы в конце войны

Все эти годы мы встречаем помощь и понимание со стороны наших партнеров, которых не грех перечислить поименно - это Институт всеобщей истории РАН, директор которого академик Александр Чубарьян является сопредседателем нашей комиссии; Росархив, его руководитель Андрей Артизов и директора федеральных архивов в Москве и Санкт-Петербурге; архивные структуры МИД, ФСБ, МВД и Министерства обороны РФ; наконец, историки из РГГУ. Возможность работы с рассекреченными документами позволила нам показать нашу совместную историю во всей ее многогранности.

Как сегодня сохраняется память о советских воинах, могилы которых находятся на австрийской земле?

Стефан Карнер: Мы начинали нашу работу с российскими коллегами с поиска материалов о военнопленных австрийцах в советском плену, со временем была собрана подробная информация и о военнопленных красноармейцах, содержавшихся на территории Австрии. Наконец, нам удалось сдвинуть с мертвой точки тему, которой в нашей стране несколько десятилетий никто не занимался, о захоронениях советских солдат и офицеров, погибших в ходе Венской наступательной операции. Потомки павших бойцов до последнего времени не знали, где похоронены их близкие. Петер Сиксль, сотрудник нашего

Института имени Людвига Больцмана по изучению последствий войн, уже тринадцать лет ищет и находит следы советских воинов и гражданских лиц. Выяснилось, что в австрийской земле лежат около 90 тысяч граждан СССР. Мы стараемся выяснить фамилию и имя каждого погибшего, по возможности связаться с его потомками, указать им место захоронения. Подготовлена обширная база данных, в которой можно попытаться прояснить судьбы людей, до сих пор известных родственникам как "пропавшие без вести". У нас сохранились специальные кладбища, где покоятся советские воины, могилы сохраняются в полном порядке, захоронение каждого обнаруженного нами воина обязательно обозначается специальной табличкой. Одним словом, мы цивилизованно и культурно относимся ко всем жертвам войны. И отношение это связано не только с австрийским законодательством, которое строго регулирует подобные вещи - обычные люди, простые австрийцы, два-три раза в год обязательно приходят на могилы советских солдат и возлагают цветы в знак благодарности. Эти жертвы до сих пор соединяют наши народы и лишний раз доказывают, что мы живем на одном континенте, в одной Европе...

Среди мифов о Второй мировой все чаще звучит версия о том, что советский солдат Европу не освобождал, потому что сам якобы был внутренне несвободен...

Стефан Карнер: Это сложный вопрос. Непреложным фактом является то, что Гитлер и Третий рейх захватили большую часть Европы - начиналось все, как мы помним, с Австрии. Но при этом в межвоенный период на континенте сложилось немало авторитарных и диктаторских режимов - в Испании, Польше, Венгрии, Югославии, Португалии, в том числе и в Советском Союзе. Многие европейцы в то время жили совсем не так свободно, как сегодня. Советские солдаты и офицеры находились под значительным влиянием идеологии и практики сталинской власти, они были людьми своего времени, своего поколения, но это не означает, что они не освобождали другие народы Европы от национал-социализма. Они были настоящими освободителями, а в новых для них странах они приобретали очень ценные впечатления. Представьте себе солдата, призванного в Красную армию из Барнаула или Челябинска, в первый раз увидевшего Вену с ее архитектурными памятниками... Победители потом еще много лет вспоминали об этом. В Россию я регулярно приезжаю с 1974 года и наглядно убеждаюсь, как сильно с тех пор изменилась ваша страна. Главное, что сегодня мы живем совсем в другом мире, в котором россияне и австрийцы могут свободно общаться друг с другом и делать совместные исторические проекты мирового уровня.

Между тем

На днях стало известно, что президент Австрии Хайнц Фишер не приедет в Москву для того, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 9 Мая в Москве страну представит посол Австрии в России Эмиль Брикс.

История