По его словам, более привлекательным для автомобилистов общественный транспорт станет не только благодаря растущему уровню комфорта, но из-за экономии времени. Сегодня, чтобы добраться из окраинного спального района столицы до центра на метро или автобусе, в среднем нужно 64,5 минут. К 2020 году эта цифра должна сократиться до 50. Базу для этого готовят уже несколько лет - строятся не только новые станции метро, но и целые ветки. Так называемое "второе кольцо" метро построят как раз в ближайшие годы - оно не только позволит быстрее перемещаться между разными районами города, но и разгрузит действующие пересадочные узлы подземки. Похожую роль сыграет Малое кольцо железной дороги, которое запустят уже в начале следующего года - его можно назвать наземным метро, поскольку поезда там будут курсировать каждые несколько минут и сесть на них получится по тому же билету, что нужен и для подземки. Более вместительным станет и подвижной состав метро - на смену старым составам придут поезда нового поколения. У них более широкие дверные проемы, сквозной проход между вагонами, качественная звукоизоляция, удобная навигация и многое другое. Два поезда со сквозным проходом, кстати, уже курсируют по Серпуховско-Тимирязевской линии, и, по сравнению с обычными, они вмещают на 15 процентов больше пассажиров - как раз за счет полезного использования межвагонного пространства. Все это должно помочь подземке вместить новых пассажиров, а ведь их уже сейчас ежедневно насчитывается около 8,5 млн.
- В Москве сегодня работает одна из самых мощных и современных систем городского транспорта в мире, - уверен Ликсутов. - Его суммарная мощность составляет 39 млн поездок в сутки, то есть за день московский транспорт может перевести все население, к примеру, Бельгии, Австрии или Швейцарии. Наша задача сейчас - сделать этот транспорт более быстрым, предсказуемым и комфортным.
При том, что вместимость всего общественного транспорта столицы равна 39 млн, реально поездок на нем в день совершается 15 млн. Преобладающая часть приходится на утренние и вечерние часы пик - тогда метро и наземный транспорт обычно заполнены под завязку. По словам Ликсутова, большие перемены происходят не только под землей, но и на дорогах города. Во-первых, меняется подвижной состав "Мосгортранса" - на линии выходят новые троллейбусы и трамваи, в том числе европейского производства, а большинство автобусов уже отвечают современным стандартам. К примеру, подходят для перевозки инвалидов-колясочников, то есть у них низкий пол и откидные пандусы. Сейчас идет эксперимент с электробусами - это автобусы, двигатель которых работает за счет аккумуляторов. По городу запустили несколько таких машин, и если они хорошо себя зарекомендуют, то город закупит их еще. Преимуществ у них несколько - почти бесшумная работа, отсутствие выхлопных газов, нет привязки к проводам, как у троллейбусов.
Переходит на принципиально новую модель и рынок частных перевозчиков. Во-первых, город уже стал разыгрывать маршруты для них на конкурсах. К транспорту четкие требования - вместо маршруток должны быть полноценные автобусы, оборудованные системой ГЛОНАСС, а вместо оплаты наличными - валидаторы, принимающие обычные единые билеты. Благодаря этому власти хотят интегрировать частный транспорт в общую городскую сеть и сделать так, чтобы пассажир и не отличал, кто его везет - "Мосгортранс" или частный перевозчик. Какая разница, если транспорт схож, проезд оплачивается одинаково, комфорт и безопасность на одном уровне, льготы действуют в обоих случаях. По первым двум маршрутам в районе станции метро "Сходненская" конкурсы уже разыграли, и участников было немало. Цена обслуживания маршрутов по итогам торгов упала на 6,5 процента. Контракт с выигравшим перевозчиком город должен заключить уже в ближайшие дни, а потом начнутся конкурсы и по другим маршрутам.