Верхняя палата активно выступает за появление новых вагонов. Глава комитета по регламенту Вадим Тюльпанов призвал осуществить пилотный проект в казанском или нижегородском метро, чтобы затем апробировать его в московском. В пользу идеи, которую продвигает Совфед, говорит и то, что вагоны для инвалидов-колясочников существуют во многих странах мира, например, в Японии, Бразилии, Малайзии, Индии, Индонезии. "Конечно, есть проблемы, но они технически реализуемы, и нужна лишь государственная воля", - убежден парламентарий.
Как выяснилось, в правительстве также с энтузиазмом относятся к обновлению вагонного состава метро. Замминистра транспорта Николай Асаул сообщил, что ведомство готовит законопроект, направленный на безбарьерное пользование метрополитеном. Документ, по всей видимости, будет внесен в Государственную Думу во время весенней сессии. По словам чиновника, в рамках этого законопроекта можно отдельно прописать положения, касающиеся проезда в метро женщин с детьми, а также беременных, инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению.
"Эта инициатива является крайне актуальной с учетом высокой загруженности метрополитена. Причем она актуальна не только для метро, но и для транспорта в целом, и мы ее всецело поддерживаем", - подчеркнул замминистра. Нужно только решить, будут ли выделяться целые вагоны, либо часть, либо четверть вагонов, либо эти вагоны будут эксплуатироваться только в определенные часы суток.
Руководство метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга отнеслось к инициативе Совфеда с осторожностью. Начальник московского метро Дмитрий Пегов объяснил сенаторам, что главная сложность заключается в высокой плотности пассажиропотока. "Московским метро в сутки пользуются 8 миллионов человек, а интервал между поездами составляет менее 90 секунд. Вдумайтесь - менее 90 секунд! Поток буквально заносит пассажиров в вагоны - это похоже на выдавливание воды из шприца", - мотивировал Пегов. Его мысль продолжил замначальника Петербургского метро Игорь Выборнов, полагающий, что если выделить один вагон, то остальные вагоны будут переполняться еще больше.
Есть и другая проблема: как фильтровать и администрировать новые вагоны, чтобы и в пиковые часы они использовались исключительно по назначению. Пегов и Выборнов отметили, что культура поведения в метро в целом повысилась, однако гарантировать, что уставшие от работы люди будут уважать права беременных женщин и инвалидов, никто не может. Можно, конечно, запустить в вагоны контролеров, но это чревато расширением штата и увеличением расходов на зарплаты в кризисное время. Кроме того, в случае такого разделения чиновники опасаются и упреков в ущемлении гендерного достоинства. "Идея, конечно, правильная, но трудновыполнимая. Впрочем, если на федеральном уровне будет принято соответствующее решение, будем готовить наши предложения по его исполнению", - отметил Пегов.
Общественники, которые присутствовали на заседании круглого стола, все же высказались за введение специальных вагонов. Так, член Общественной палаты Диана Гурцкая рассказала, как тяжело приходится ее незрячему другу, который каждый день преодолевает в час-пик расстояние в метро от Профсоюзной до Жулебино, рискуя быть сметенным при входе в вагон. "Если появятся специальные вагоны, это будет просто замечательно. Наконец никто из нас не будет бояться метро", - сказала она.