Мотивируется такое предложение тем, что полицейские выполняют несвойственные им функции, дублируя ведомственную, по сути, охрану. И при этом отвлекаются от исполнения своих, четко прописанных в законе "О полиции", обязанностей.
Действительно, этот закон не предусматривает участие сотрудников органов внутренних дел в проведении предполетного и послеполетного досмотров пассажиров. Другое дело, полицейские обязаны немедленно задержать человека, у которого обнаружили запрещенные, тем более - опасные предметы (кого-либо задерживать вправе только полиция и государственные спецслужбы). И, разумеется, сотрудники линейных органов транспортной полиции обязаны охранять правопорядок на территориях "своих" аэропортов.
Еще один повод у МВД отказаться от коллективной ответственности - неготовность делить эту самую ответственность в случае ЧП. Надо ли объяснять, что каждое ведомство будет кивать на коллег-партнеров - мол, это именно они проморгали. С другой стороны, такой двойной, а то и тройной контроль над пассажирами установили именно после терактов - из расчета, что хоть кто-то на каком-то этапе и заметит бомбу или оружие. На самом деле вполне может оправдаться (не дай Бог!) поговорка: у семи нянек - дите без глаза. Проверено: если за что-то отвечают все, значит - никто. Так не лучше ли будет, если каждый займется своим делом?
Сотрудники службы безопасности аэропорта или авиакомпании будут четко понимать: случись что, на кону - только их головы, а не полицейских или, скажем, чекистов. С тех тоже спросят, но - за другое. А уж кто и что проносит в салон самолета - должны контролировать исключительно "безопасники" аэропорта, не оглядываясь на "кураторов". Тем более что все профессиональные и технические возможности у них имеются. Насчет профессиональных навыков - все понятно: пусть эти структуры и считаются частными и гражданскими, но не секрет, что сформированы они из бывших силовиков и сотрудников правоохранительных органов. С техническими возможностями - чуть сложнее. Да, наука и техника сегодня позволяют "просветить" человека вместе с одеждой и багажом насквозь. Есть приборы, которые обнаруживают в воздухе молекулы взрывчатки или "боевой химии". Но не каждый владелец аэропорта готов купить такую весьма недешевую аппаратуру. Известны случаи, когда хозяева предпочитали положиться исключительно на богатый опыт и чутье сотрудников безопасности. Впрочем, целый ряд законодательных документов обязывает директоров транспортных организаций отдать последнее, но обезопасить жизнь людей. Не вдаваясь в подробности, констатируем: сэкономишь - сядешь.
Инициатива МВД позволит не только усилить антитеррористическую безопасность полетов, но и улучшить криминальную ситуацию в аэропортах. Ведь ловлю карманников, багажных воров и всякого рода мошенников, которые "работают" не только в метро и на вокзалах, никто не отменял. А могут быть еще и ссоры в очередях, пьяные драки, потерявшиеся дети и заблудившиеся иностранцы. Но до таких ли "мелочей" полицейским, если все зациклены только на борьбу с террористами?