13.04.2015 20:41
Власть

Полиции могут запретить проводить предполетный досмотр пассажиров

Полицейским запретят предполетный досмотр
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №78 (6649)
Досматривать пассажиров перед посадкой в самолет должны только сотрудники местной службы транспортной безопасности - такую поправку в Воздушный кодекс предлагает внести МВД России.
Читать на сайте RG.RU
Управление "К" МВД РФ может взять под контроль соцсети

Мотивируется такое предложение тем, что полицейские выполняют несвойственные им функции, дублируя ведомственную, по сути, охрану. И при этом отвлекаются от исполнения своих, четко прописанных в законе "О полиции", обязанностей.

Действительно, этот закон не предусматривает участие сотрудников органов внутренних дел в проведении предполетного и послеполетного досмотров пассажиров. Другое дело, полицейские обязаны немедленно задержать человека, у которого обнаружили запрещенные, тем более - опасные предметы (кого-либо задерживать вправе только полиция и государственные спецслужбы). И, разумеется, сотрудники линейных органов транспортной полиции обязаны охранять правопорядок на территориях "своих" аэропортов.

Еще один повод у МВД отказаться от коллективной ответственности - неготовность делить эту самую ответственность в случае ЧП. Надо ли объяснять, что каждое ведомство будет кивать на коллег-партнеров - мол, это именно они проморгали. С другой стороны, такой двойной, а то и тройной контроль над пассажирами установили именно после терактов - из расчета, что хоть кто-то на каком-то этапе и заметит бомбу или оружие. На самом деле вполне может оправдаться (не дай Бог!) поговорка: у семи нянек - дите без глаза. Проверено: если за что-то отвечают все, значит - никто. Так не лучше ли будет, если каждый займется своим делом?

Высокопоставленным сотрудникам МВД запретят хранить деньги за границей

Сотрудники службы безопасности аэропорта или авиакомпании будут четко понимать: случись что, на кону - только их головы, а не полицейских или, скажем, чекистов. С тех тоже спросят, но - за другое. А уж кто и что проносит в салон самолета - должны контролировать исключительно "безопасники" аэропорта, не оглядываясь на "кураторов". Тем более что все профессиональные и технические возможности у них имеются. Насчет профессиональных навыков - все понятно: пусть эти структуры и считаются частными и гражданскими, но не секрет, что сформированы они из бывших силовиков и сотрудников правоохранительных органов. С техническими возможностями - чуть сложнее. Да, наука и техника сегодня позволяют "просветить" человека вместе с одеждой и багажом насквозь. Есть приборы, которые обнаруживают в воздухе молекулы взрывчатки или "боевой химии". Но не каждый владелец аэропорта готов купить такую весьма недешевую аппаратуру. Известны случаи, когда хозяева предпочитали положиться исключительно на богатый опыт и чутье сотрудников безопасности. Впрочем, целый ряд законодательных документов обязывает директоров транспортных организаций отдать последнее, но обезопасить жизнь людей. Не вдаваясь в подробности, констатируем: сэкономишь - сядешь.

Инициатива МВД позволит не только усилить антитеррористическую безопасность полетов, но и улучшить криминальную ситуацию в аэропортах. Ведь ловлю карманников, багажных воров и всякого рода мошенников, которые "работают" не только в метро и на вокзалах, никто не отменял. А могут быть еще и ссоры в очередях, пьяные драки, потерявшиеся дети и заблудившиеся иностранцы. Но до таких ли "мелочей" полицейским, если все зациклены только на борьбу с террористами?

Правоохранительная система МВД