Ниже минимума
В прошлом году, напомним, на Верхней Волге серьезные убытки несли судовладельцы. Чтобы грузовые теплоходы и баржи не садились на мель, груз, который при благоприятных условиях можно легко перевезти на одном судне, приходилось транспортировать на двух. Многих тысяч туристов недосчитался ярославский турбизнес - для четырехпалубных теплоходов с большой осадкой река оказалась слишком мелка. А для сохранения рыбных запасов специалистам приходилось устраивать искусственные нерестилища, что хоть как-то смягчить удар по местным биоресурсам.
Прогноз на нынешнее лето - еще более жесткий. Зампредседателя ярославского правительства Александр Шилов озвучил такие цифры: уровень Угличского водохранилища по Балтийской системе высот на 30 марта составлял 109,48 метра и поднялся за пять дней всего на 15 сантиметров, Рыбинского - на три, Горьковского - на четыре.
В районе Ярославля минимально допустимый уровень воды в Волге в это время должен составлять 82,5 метра. Однако 30 марта он был 82,37 - то есть ниже критической отметки. А из впадающей в Волгу реки Которосль в самом центре Ярославля показался затонувший несколько десятилетий назад и до 2014 года не "всплывавший" старый дебаркадер. Но самое печальное, что воде и взяться неоткуда.
- Уровень Белого озера сейчас ниже нормы на 40 сантиметров, Онежского - на 60, - сообщил Александр Шилов. - А это те большие водоемы, которые могли бы подпитать Волгу. На северных реках ситуация такая же.
А поскольку все в природе взаимосвязано, не радуют изобилием и грунтовые воды. По словам чиновника, в регионе на контроле 18 водозаборных скважин, и уровень их горизонта упал в пределах от 40 сантиметров до шести (!) метров. Тем временем селяне начали жаловаться на пустеющие колодцы. Как сообщил замначальника ГУ МЧС РФ по Ярославской области Артем Белоусов, такие проблемы возникли уже в шести районах региона.
- Обеспечение населения питьевой водой - первостепенная задача. Совместно с органами местного самоуправления мы принимаем все меры для ее решения, - заверил Артем Белоусов. - На местах уже озаботились этой проблемой, в некоторых районах запланированы укрепление и очистка гидротехнических сооружений, а в Ростовском собираются купить бурильную установку для строительства новых скважин.
На всякий пожарный
Ситуация в Тверской области, где Волга берет свое начало, ничуть не проще.
- Несмотря на то что в декабре 2014-го в регионе выпало полторы нормы осадков, а в январе 2015-го - две, влагу все равно недобрали, - поясняет руководитель Тверского гидрометцентра Татьяна Зимина. - А 2014 год был маловодным, и все это в комплексе - сухая и теплая погода 2014-го, недостаток осадков и практически теплая зима 2015-го - привело к тому, что в водных объектах не хватает воды.
В Твери, к примеру, не было ни ледохода, ни половодья: разливаться по равнинам просто нечему. В марте уровень Волги падал, затем река немного наполнилась, но сейчас "уход" воды возобновился. А еще одну городскую реку - Тьмаку - уже можно перейти вброд.
Из всех тверских водоемов более или менее нормально чувствует себя только Селигер, так как озеро закрыто для оттока и имеет изолированную экосистему. В то же время очень мало воды в Угличском водохранилище. Год назад, напомним, оно обмелело настолько, что на сушу вышла знаменитая Калязинская колокольня и затопленная при строительстве водохранилища часть города Калязин.
- Недостаток воды у нас ощущают уже все и повсеместно, - рассказала руководитель пресс-службы администрации Калязинского района Яна Сонина. - В маленьких реках метра три не хватает до нормального уровня. В деревнях пересохли колодцы. Администрация принимает меры, чтобы смягчить последствия: так, за счет бюджета сейчас углубляют колодцы во дворах сельских школ.
Ректор Тверского госуниверситета, доктор физико-математических наук Андрей Белоцерковский, занимающийся моделированием мезомасштабных метеорологических процессов, полагает, что в целом для народного хозяйства и систем водоснабжения угрозы пока нет:
- Некоторое напряжение может ощущаться в сельском и рыбном хозяйствах, садоводы наверняка почувствуют дефицит воды на участках, - сказал он "РГ". - Но единственная реальная угроза, связанная с недостаточностью влагозапасов, - высокая пожароопасность торфяников и лесов. С точки зрения этой угрозы, сегодняшний недостаток воды близок к критическому.
В связи с риском в Конаковском районе МЧС уже пришлось пробурить несколько глубоких скважин и протянуть через торфяники километры пожарных рукавов - чтобы можно было воспользоваться для тушения водой из нижних горизонтов. Тем временем в Калязинском районе приступили к подворовым обходам.
- Мы настоятельно просим население частного сектора обустроить персональные пожарные щиты и всегда держать бочку с водой доверху наполненной, - сообщила Яна Сонина.
Теплоходы не пройдут
Какой будет навигация на Волге, ярославские речники сказать с уверенностью пока не могут.
- В прошлом году количество судозаходов у нас снизилось примерно на 30 процентов по сравнению с 2013-м, - рассказал гендиректор Ярославского речного порта Игорь Елфимов. - В нынешнем ситуация пока непонятная, потому что, по информации московских, питерских и нижегородских коллег, речные круизы продаются очень хорошо. Думаю, все станет на свои места к маю.
По словам Игоря Елфимова, наибольшие опасения вызывают используемые на Волге четырехпалубные теплоходы чехословацкой постройки с осадкой 3,6 метра. Возможно, один из таких лайнеров поднимется с низовьев реки, пройдет Городецкие шлюзы и станет работать на Верхней Волге. Остальные восемь, скорее всего, будут ходить по маршруту Нижний Новгород - Астрахань. Но более легкие трехпалубные теплоходы до Ярославля добраться смогут - в этом гендиректор порта не сомневается. Флот с меньшей осадкой придется использовать и грузоперевозчикам.
Что касается "речных трамвайчиков", то один из них трудится на Волге уже почти месяц - на переправе в Тутаеве. В Ярославле на маршруты небольшие теплоходы выйдут с 17 апреля по 8 мая.
В Тверской области, по мнению ряда экспертов, навигация тоже под большим вопросом: круизные теплоходы и грузовые баржи могут не пройти мелководье. Однако ни власти, ни бизнес ситуацию критичной пока не считают. В минэкономразвития региона сообщили, что навигация откроется 24 апреля. Первый теплоход "Николай Карамзин" прибудет в Тверь 1 мая. В ОАО "Тверской порт" тоже не планируют переносить сроки прибытия теплоходов.
Обратились к прогнозам
Замруководителя Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Сергей Заика сообщил "РГ", что в связи со сложившейся ситуацией специалисты советовали проводить на водохранилищах только санитарные сбросы. Рекомендации исправно выполняются, но на ситуацию это пока не повлияло. Например, по состоянию на 6 апреля Угличское водохранилище было наполнено на 19 процентов так называемого полезного объема, Рыбинское - на 21, Горьковское - на 13. Однако специалисты надеются, что достаточный приток все же еще будет, поскольку в северных регионах половодье в самом разгаре.
- Если оправдается прогноз Гидромета, Угличское водохранилище наполнится до нормального подпорного уровня к началу мая, Рыбинское - до отметки 100,97 метра - примерно в это же время, - сообщила начальник отдела водных ресурсов Верхневолжского бассейнового водного управления по Ярославской области Варвара Мелентьева.
В Тверской области рассматривают два долгосрочных прогноза на ближайшие полгода. Первый, от Росгидромета, - осторожный: "Ситуация будет близка к среднегодовой норме". Второй, от петербургской Главной геофизической обсерватории, - скорее негативный, дескать, регион ждет очень сухое и жаркое лето. К последнему склоняется и Татьяна Зимина:
- Состояние водных объектов, возможно, будет еще хуже, - отметила она. - Ситуация изменится, если придет циклон и две недели будет беспрерывно лить дождь. Но погодные условия и синоптические процессы говорят о том, что ждать этого нам пока не стоит.
Что касается прогнозов на более далекую перспективу, то они разнятся.
- На совете Верхневолжского бассейнового управления, проходившем 12 марта в Ярославле, было озвучено: европейская часть России, в частности Верхняя Волга, входит в период малой водности, - заметил Александр Шилов. - Научные институты рассчитывают, что он продлится до 2029 года. Это не значит, что у нас перманентно будет уменьшаться количество многоводных рек. Возможна и большая вода, но общее количество влаги имеет цикличный характер.
Это подтверждает и Варвара Мелентьева. По ее словам, пик предыдущего маловодья пришелся на 1977 год, а многоводья - на 2005-й. Двадцать восемь лет между этими датами мощность весенних половодий постепенно увеличивалась, а затем стала, наоборот, спадать.
- Я знаю точно, что природа не терпит больших всплесков и всегда стремится к равновесию, - уверена Татьяна Зимина. - В этом смысле 2014 и 2015 годы не очень благоприятные, но, думаю, что в 2016-м мы все-таки должны получить тот недостаток влаги, который недополучили сейчас.
Андрей Белоцерковский, ректор Тверского государственного университета:
- Одним из основных проявлений глобального изменения климата является нарастание частоты и интенсивности аномальных погодных явлений. Нормой становятся аномалии. Это происходит из-за разбалансированности климатической системы. У нас два года подряд теплые малоснежные зимы, а, например, в США, наоборот, рекордно холодные - там стали замерзать Великие озера. Это как если бы у нас покрывалось льдом Черное море. Необходимо отметить, что глобальное изменение климата происходит везде, но скорость этих изменений в России примерно в два с половиной раза выше, чем в среднем по планете. Температура воды в северной Атлантике необычно высока, а именно там "кухня" нашей погоды, там зарождаются циклоны, отправляющиеся в европейскую часть России. Требуется разработка серьезных региональных программ адаптации к наступающим изменениям.