Если для подключения платной услуги через сотовую связь оператор должен спросить согласия абонента, получить от него смс-подтверждение, то здесь те, кто навязывает платную услугу подключения к контенту, сами дают согласие от лица абонента. И о том, что он якобы пользуется ею, человек узнает, когда на его счету недостаточно средств и ему блокируется доступ в Интернет. Доходит до абсурда: человек уезжает в командировку в другую страну, берет с собой модем с сим-картой на всякий случай, не пользуется им, а в это время, судя по детализации счета, активно смотрит кино по платному каналу через Интернет в Московский области. Известны случаи, когда люди "смотрели" кино, летя в самолете.
По результатам анализа жалоб пользователей в публичном Интернет-пространстве можно сделать вывод, что в большинстве случаев суммы "перерасходов" на абонента не превышают 300 рублей в месяц, констатировали в Региональной общественной организации "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ). При этом количество действующих мобильных аккаунтов в России составляет около 250 миллионов, то есть потенциально общий доход от подобных инцидентов может доходить до 65-70 миллиардов рублей в месяц.
Проблема мобильного мошенничества обсуждалась в среду на заседании Комитета Государственной Думы по информационной политике. Эксперты РОЦИТ настаивают на поправках в закон "О защите прав потребителей", где будет уточнено положением о то, что информация о полной цене товара или услуг и условиях их приобретения должна доводиться до потребителя явным и недвусмысленным образом. А закон "О рекламе" дополнить положениями, которые дадут четкое определение недобросовестной рекламы. Постановлением правительства предлагается установить правила доступа к платным сервисам мобильной связи и мобильного Интернета. Например, обязать операторов подобных услуг присылать абоненту сообщение с информацией о цене услуги, времени ее оказания и способе отключения. При этом ввести обязательное получение подтверждения об ознакомлении пользователя с этими условиями, обязательное подтверждение оплаты за услугу через СМС, а также установить требования и критерии легкого доступа к перечню заказанных через данную сим-карту дополнительных платных услуг с возможностью их легкого отключения. Кроме того, РОЦИТ предлагает установить требование ежемесячного предоставления абоненту с помощью СМС и электронной почты информации о подключенных допуслугах и расходах на каждую, с возможностью их отключения.