Как рассказала "РГ" одна из составителей книги Татьяна Кузнецова, издана книга в рамках подготовки к празднованию юбилея Победы. "В мире пока известны дневники лишь двух детей - Анны Франк и блокадницы Татьяны Савичевой, - рассказала она. - Мы решили восполнить этот пробел. К розыску подключились библиотечные фонды, архивы, откликнулись родственники, нашли 35 дневников". По словам Кузнецовой, часть владельцев дневников жива, о некоторых авторах рассказали их родственники, несколько авторов так и останутся в памяти лишь пожелтевшими исписанными страницами - ни их фотографий, ни документов обнаружить не удалось. Дневники разделены на пять разделов: блокада Ленинграда, узники гетто и концлагеря, дневники угнанных, фронт - оккупация, в тылу. Большая часть дневников из блокадного Ленинграда. О своей жизни в блокадном Ленинграде вспоминает во вступительном слове к книге народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Илья Глазунов:
- Это документ, ведь дети говорят искренне и правдиво, может быть, эти воспоминания даже более ценны, чем военные сведения, - рассказал "РГ" Илья Сергеевич. - Мою жизнь и жизнь моего поколения определила война и блокада. Во время блокады жили на Петроградской стороне в доме с заколоченными окнами, чтобы не бросали зажигательные бомбы. Помню, как собирали землю, которая пропиталась сахаром от разбомбленных складов. Эту землю размачивали, получая сладкую воду. Помню, как в соседский дом попала бомба, и на единственной его оставшейся целой стене тикали ходики... От голода в блокаду умер отец, бабушка, тетя. Мама говорила: "Не бойся, мы все умрем". Но меня спас брат отца, он вывез по Дороге жизни в деревню под Тихвин.
Собранные в книге дневники разные. Так, Татьяна Григорьевна-Рудыковская перечисляет меню и кратко описывает быт. В тетрадке Зои Хабаровой, жившей в Крыму, настоящие "война и мир", здесь соседствуют описания военных событий и событий совсем домашних, об ужинах, прочитанных книгах Жюля Верна. В дневнике Юрия Утехина воспоминания о том, как не стало во дворе кошек и голубей. "Родители устроили меня в детдом, - вспоминает Юрий Утехин. - Он стоял на Каменном острове, сейчас там элитное жилье. Проезжая мимо, не могу без слез смотреть на это место. Мы собирали там вкусную лебеду, лопух. Деликатесом был студень из разведенного столярного клея".
Книга - не коммерческий проект, ее первый тираж найти можно в детских библиотеках страны. Скоро она будет доступна в Интернете. "Важно, чтобы книгу прочитали сверстники ее авторов, которым было по 8-11 лет, - говорит Татьяна Кузнецова. - Идут переговоры с Министерством образования и науки РФ о распространении книги в 43 тысячах школ страны".