Два года прошло с тех пор, как случился пожар в подмосковной психоневрологической клинике, унесший человеческие жизни. Тогда в здании находился 41 человек - 38 пациентов и три представителя медперсонала. Спастись удалось лишь троим - медсестре, которая первой сообщила о пожаре, и двум пациентам. Это была страшная трагедия для всей страны.
Живы в памяти и воспоминания о происшествии в "Хромой лошади", в результате которого погибло более 150 человек. Невозможно забыть и страшные пожары в домах престарелых в 2007 - 2009 годах, унесшие сотни человеческих жизней. Тогда-то лед и тронулся. Жуткие события стали фактором для принятия важных инициатив государственной значимости. Сотрудники отделов надзорной деятельности и пожарно-спасательных подразделений стали в срочном порядке проводить инструктажи с персоналом и пациентами больниц, с представителями школ и детских садов на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Хотя какие инструктажи помогут человеку, если он в панике? Кроме того, как правило, человек погибает, задохнувшись от дыма. При этом было совершенно очевидно, что основной причиной тяжелых последствий на объектах явился поздний вызов пожарных подразделений. В некоторых случаях их забывали вызвать совсем. Необходимо было срочно принимать меры для решения этой организационно-технической задачи.
Спешат на помощь
В связи с этим МЧС России было поручено создать систему автоматического вызова пожарных, которая при первых признаках возгорания без участия человека могла бы просигнализировать SOS спасателям. Такая система была создана и принята для эксплуатации в МЧС - "Стрелец-Мониторинг". Также появились соответствующие изменения в Законе N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, начиная с 14 июля 2014 года системы пожарной сигнализации, установленные на всех социально значимых объектах (школы, детские сады, больницы, дома престарелых и др.), стали обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара в пожарную часть в автоматическом режиме, т.е. без участия человека. При этом пациентов больниц и подопечных домов престарелых на законодательном уровне обязали оснастить индивидуальными средствами оповещения: специальными браслетами, которые сообщают людям о тревоге звуком и вибрацией.
За пять лет такую систему автоматического вызова пожарных развернули в 80% городов России. На сегодняшний день есть реальные случаи спасения: детский сад N 57, Вологодская область, город Череповец - 106 человек, школа N 7, город Красноярск, - 298 человек, школа N 19, город Волгоград, - 269 человек... Во всех этих примерах пострадавших не было: автоматика вызвала пожарных, не дожидаясь, пока возгорание заметят люди. Согласно официальным данным МЧС, смертность на социально значимых объектах сократилась в 14 раз! Кроме того, в условиях санкций, когда тема импортозамещения стала для бизнеса ключевой, эта отечественная разработка приобрела особенную актуальность.
Благотворительность - помеха для бизнеса?
Естественно, Крым как новый российский субъект объективно выбивался из графика федеральной целевой программы, поскольку расходы на эту территорию предусмотрены не были. Бизнесмены пошли навстречу и передали систему в дар для важнейших соцобъектов. И теперь от "Артека" до Ялты и Симферополя развернута радиосеть МЧС.
В целом же по стране к концу прошлого месяца специальной пожарной техникой, предназначенной для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах, произошедших на объектах защиты, были оснащены подразделения ФПС МЧС России, осуществляющие тушение пожаров на территории 944 населенных пунктов с населением более 10 тысяч человек. "При этом 764 комплекта поставлено за счет средств благотворителей, что составляет 81% от общего количества техники, находящейся в эксплуатации отрядов ФПС МЧС России", - пояснил Виктор Кривошонок, ветеран пожарной охраны, генерал-майор внутренней службы в отставке. По его словам, с 2012 года МЧС по различным причинам, в том числе и из-за приостановки в 2013 году финансирования некоторых целевых программ, не производило закупку специальной пожарной техники, предназначенной для приема в автоматическом режиме тревожных сигналов о пожарах на объектах защиты, за счет средств федерального бюджета.
Стало очевидно, что реализация благотворительной деятельности необходима, так как помогает снизить показатели гибели и травмирования людей при пожарах и чрезвычайных ситуациях. К тому же Закон о благотворительности предусматривает на безвозмездной основе оказание помощи некоммерческим организациям, коими являются и подразделения федеральной противопожарной службы.
Согласно этому закону, поощрение благотворительной деятельности входит в социальную политику государства. Казалось бы, такая помощь отечественного бизнеса - это своевременное подспорье к выполнению госпрограммы по противопожарной безопасности, тем более что сама программа пока испытывает трудности с реализацией. Однако кому-то такая благотворительность явно мешает.
Требования выше полномочий?
20 марта 2015 года Управлением ФАС России по Ростовской области было вынесено определение N 4562/04: УФАС просит предоставить информацию о расторжении договоров передачи в пользование пультов. 20 февраля ФАС направила в Ростовское УФАС соответствующие документы.
Можно предположить, что письма аналогичного содержания были высланы и в другие регионы России, поскольку по всей стране территориальными органами УФАС подразделениям МЧС России выдвигаются подобные требования.
Так, в Самарской области начальник ГУ МЧС России О.В. Бойко, расторгнув договор благотворительности на поставку комплекса, потребовал незамедлительно демонтировать Стрельца во всех федеральных пожарных частях. По данному факту в отношении ГУ МЧС по Самарской области при участии прокурора Самарской области возбуждено уголовное дело. Также уголовное дело возбуждено в отношении неустановленных лиц из числа должностных лиц Самарского УФАС России.
Неудивительно, что действия ФАС и МЧС в данном случае у многих вызывают вопросы. Не выходят ли требования ФАС за рамки ее полномочий? ФАС России обосновывает свои требования статьями 10 и 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ, в соответствии с которыми финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы является расходным обязательством Российской Федерации. При этом получается, будто антимонопольная служба игнорирует тот факт, что в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995г. N 135-ФЗ благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев. Причем в качестве благотворителей выступают не только коммерческие структуры, но и такие известные общественные организации, как "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ВДПО), Российский союз спасателей и др.
В чем задача ретранслятора?
Стоит отметить и еще один важный момент. Как уже отмечали СМИ, госпрограмме по перевооружению соцобъектов новейшим противопожарным оборудованием давно пытаются вставлять палки в колеса. Делают это в основном частные фирмы, которые раньше работали на рынке охранно-пожарных услуг. Все дело в том, что "Стрелец-Мониторинг" лишил их возможности оказывать платные услуги по передаче тревожного сигнала по телефону, так как вызов пожарных теперь осуществляется по радиоканалу автоматически и бесплатно.
ФАС же сама предложила частникам подключать свое оборудование к "Стрельцу", установленному в пожарных частях, а сигнал с объекта вывести не в пожарную часть, а на радиопередающее оборудование посредника. Если сигнал в автоматическом режиме поступает от объекта в пожарную часть не напрямую, а через радиоэлектронное оборудование посредника, то в чем состоит услуга транслирующей организации? За что ему платить деньги, если его оборудование, смеем предположить, является ничем не оправданным препятствием? Ведь сигнал идет автоматически, он в дополнительной "помощи по ускорению" не нуждается. В этой связи инициатива ФАС выглядит по меньшей мере странной.
"Во-первых, это означает, что все социально значимые объекты находятся не под контролем МЧС, на которое, кстати, возложена обязанность по предотвращению пожаров и террористических актов, а под контролем посредника, который не только берет деньги с объекта, но и решает: передать сигнал о пожаре или нет, - полагает Виктор Кривошонок. - Посреднику обеспечен доступ к радиоканалу, но при этом посредника никто не контролирует, он может использовать любые средства связи и радиоустройства, а главное - он ни за что не отвечает. Одновременно автоматически снимается вся ответственность и с МЧС. Понимаете, насколько это опасно и чем может грозить? Особенно если речь идет о террористической угрозе". Кому это нужно и по какой причине лоббируются поправки в Закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"?
Чем грозят поправки в закон?
Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" был принят в 2008 году. Согласно п. 7 статьи 83, "системы пожарной сигнализации социально значимых объектов должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации".
Отметим, что благодаря части 7 статьи 83 Федерального закона на пульты связи пожарных частей был обеспечен вывод сигналов о пожаре с более чем 50 тысяч социально значимых объектов (49% от общего количества).
Несмотря на это, в МЧС говорят, что поправки к закону о включении в схему передачи извещений о пожаре транслирующей сигнал организации необходимы в интересах трудоустройства работников этих структур (что-то вроде менеджера по передаче сигнала о пожаре), и такие поправки уже подготовлены.
Неужели с МЧС полностью снимаются государственные функции по предотвращению пожаров и террористических актов? Помощь детям и старикам опять будет опаздывать?
Отмена требований статьи 83 повлечет также необязательность обслуживания уже оборудованных объектов. Но главное: если МЧС не будет отвечать за то, к какому радиоэлектронному оборудованию подключены школы, детские сады, больницы, то нет никаких гарантий безопасности находящихся в них людей. Стоит задуматься: если такое делается, значит это кому-то нужно.
О реформах
Исполнение государственной программы призвано уже к 2018 году значительно снизить смертность в результате пожаров. Однако возникают предположения, что в свете проводимых МЧС России реформ система государственного пожарного надзора теряет фундаментальный принцип государственного принуждения к выполнению юридическими лицами и гражданами требований пожарной безопасности. Не об этом ли свидетельствуют резонансные пожары в Фундаментальной библиотеке академического Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в Москве и в ТЦ "Адмирал" в Казани?
Вызывает недоумение и ряд решений, принятых Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Разве не на МЧС возложены функции надзора в области пожарной безопасности? К чему могут привести такие нововведения, как отмена проверок субъектов, имеющих страховые свидетельства? И есть ли в страховых компаниях специалисты, способные провести оценку соответствия объекта требованиям пожарной безопасности?
Страхование в области пожарной безопасности происходит на основании предписаний госпожнадзора. Или возьмем другой пример: виды лицензируемой деятельности в этой области определены постановлением правительства РФ, согласно которому устанавливаются жесткие требования к лицензиатам, имеющим свою специфику. При этом МЧС предложило заменить лицензирование на механизм саморегулирования. Это противоречит не только мировому опыту, но и элементарной ответственности за жизни людей!