Говорят, что близнецы плохо переносят долгую разлуку...
Анатолий: Есть такое, конечно. Если что-то у меня заболело, то и у Сергея заболит. Может, что-нибудь другое, но обязательно заболит. А бывает, я хочу ему позвонить, когда мы долго не виделись, и не могу дозвониться - в то же самое время он набирает мой номер.
И надолго приходилось расставаться?
Сергей: Одно время я работал в Японии, а Толик в Австралии. Далековато, континенты разные, общих турниров почти нет. И это длилось около трех лет.
Анатолий: Ну, Австралия от Японии не так уж далеко, вот когда я тренировал в Москве, а он в Японии или Америке - это другое дело. Бывали и забавные моменты. Допустим, на Кубке мира мы сидели в качестве секундантов на разных углах ковра: Сергей с командой Страны восходящего солнца, а я - Канады.
Вы были неразлучны с детства, не только тренировались у одного наставника и выступали на соревнованиях вместе, но одновременно окончили педфак Краснодарского института физкультуры и Саратовское высшее командное училище МВД...
Сергей: В Саратове мы учились, чтобы расти по служебной линии, когда защищали цвета "Динамо", носили погоны. Уходили в запас, имея майорское звание.
А не пытался на экзаменах кто-то из вас, воспользовавшись удивительным сходством, обмануть преподавателей и пойти отвечать за другого?
Анатолий: Нет, такого не было ни разу!
Анатолий, вы работаете в Беларуси третий год. Чувствуете себя отчасти белорусом?
Анатолий: Конечно, тем более мы по-настоящему отчасти белорусы. Отец Алексей Яковлевич родом из Орши, они с мамой познакомились в Калининграде, когда после войны приехали город восстанавливать.
Когда вам предложили возглавить сборную Беларуси, ставилась задача в первую очередь любой ценой, в том числе пользуясь услугами так называемых легионеров, добывать медали на престижных форумах?
Анатолий: Нет. Была поставлена задача - поднимать вольную борьбу в Беларуси. Хотя замечу, в принципе подобная практика не считается порочной во всем мире. Сегодня легионеры борются за Македонию, Словакию, Францию... А у нас ведь Союзное государство, свободно приезжай, поступай в вуз, подавай официально документы, чтобы получить вид на жительство или паспорт, участвуй в чемпионате страны. Но от меня требовалось в первую очередь поменять кардинально тренировочный процесс в сборной.
Удалось?
Анатолий: Считаю, да. Дисциплина теперь другая в команде, отсюда и результаты потихонечку начинают появляться. Надо более профессионально подходить к подготовке, если мы нацелены на олимпийских медали. Кому-то подобный подход нравится, кому-то, даже некоторым тренерам, - не очень. Но задача поставлена, и ее надо выполнять.
От вас, Сергей, в Казахстане тоже наверняка ждут олимпийских медалей?
Сергей: Конечно, амбициозные задачи ставятся. И ребята есть неплохие, зарекомендовавшие себя на континентальном уровне. Но перед Олимпиадой все одинаково мечтают о медалях. А там обычно очень многое, к сожалению, зависит от группы, в которую атлет попадает, от количества участников в весовой категории. Тем не менее настроены мы оптимистично. Прошли двухнедельный сбор здесь, в Стайках, приняли участие в турнире на призы Александра Медведя, потом поедем в Турцию, словом, набираемся опыта. Сейчас все активно готовятся к чемпионату мира, который состоится в сентябре в Лас-Вегасе, это первый отбор на Игры-2016. Каждый хочет попасть в Бразилию, как говорится, с первого захода, поэтому борьба за высокие места ожидается нешуточная.
Не секрет, что те, кто, имеет возможность доукомплектовывать свою команду сильными борцами из России, пусть и не первыми номерами своей сборной, нередко и охотно эту возможность используют...
Сергей: В Казахстане решили не идти по этому пути. Сейчас в сборной практически привозных борцов нет, установка на то, чтобы доводить до высокого уровня свой резерв. Конечно, если молодой и перспективный атлет-легионер намерен жить и тренироваться в стране, увеличивая конкуренцию, думаю, препятствовать ему не нужно. А приглашать ветеранов, не востребованных в сборной России, не вижу смысла.
Как обстоят дела в борцовской спортивной школе имени братьев Белоглазовых в вашем родном Калининграде?
Анатолий: Очень неплохо. Несколько ребят из нашей школы, к слову, борются здесь, на турнире на призы Александра Васильевича Медведя.
Сергей: Она, кстати, размещается в добротном здании, бывшей старой немецкой конюшне. Там хороший зал, сейчас работают человек пятнадцать тренеров, есть перспективные ученики. Между прочим, один из питомцев нашей школы - чемпион мира Алексей Шемаров, защищавший цвета сборной Беларуси.
Грядет главное событие четырехлетия - Олимпиада-2016 в Рио-де-Жанейро. Ваши земляки сумеют выступить там лучше, чем в Лондоне-2012?
Сергей: В России всегда хватало классных вольников. Не сомневаюсь, что кто-то из них будет бороться в Рио за самые высокие места. Ну а наши с Толей подопечные постараются составить им конкуренцию...