- Чтобы фермер дешево и напрямую мог продавать потребителям свою продукцию, о чем шла речь в ходе "Прямой линии" с Владимиром Путиным, надо ускорять процессы кооперации на селе, как это делается во всем мире.
Удельный вес кооперативов на рынке сельскохозяйственной продукции в ряде стран - преобладающий. Например, в скандинавских странах от 80 до 100 процентов молочного рынка приходится на кооперативы, на рынке мяса во Франции, Швеции, Дании - около 90 процентов. А ведь Россия является родоначальниками кооперативных форм хозяйствования.
Почему именно кооперация необходима для устойчивого развития аграрного сектора и села в целом? Потому что она, прежде всего, призвана выполнять социальную миссию.
Разобщенность сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно мелких и средних, лишает их доступа к конечному потребителю продовольствия, а, следовательно, возможности получить достойную долю в конечной цене проданной продукции.
Например, доля сельскохозяйственного товаропроизводителя в цене хлеба составляет около 15 процентов, в молоке - 40 процентов. Отсюда низкая их рентабельность без учета субсидий.
Что, на наш взгляд, сдерживает широкое развитие кооперации на селе? Важнейшей проблемой является отсутствие инфраструктуры для сельской кооперации и средств у кооперативов для ее создания. И здесь без помощи государства, региональных и местных органов, не обойтись. Эта проблема особенно касается заготовительных, перерабатывающих снабженческо-сбытовых кооперативов, для деятельности которых необходимы производственные мощности, хранилища, транспорт и так далее.
РГ: Что же необходимо предпринять, чтобы успешно запустить процесс широкого развития кооперации в России?
В первую очередь, целесообразно было бы узаконить кооперативную собственность, которая, к сожалению, отсутствует в Конституции и Гражданском кодексе, где признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные виды собственности, а кооперативная собственность прямо не указывается. Нерешенность этого базового правового вопроса может нивелировать все организационно-экономические меры по развитию кооперации.
Но именно она может стать третьим социальным сектором экономики, уравновешивающим частный и государственный сектора, опирающимся на систему господдержки кооперативных объединений. А чтобы мотивировать фермеров к вступлению в кооперативы, необходимо изменить порядок господдержки. Причем таким образом, чтобы субсидии пошли на те виды деятельности или продукции, по которым производители объединяются в кооперативы.
Во-вторых, нужна льготная система налогообложения. Для примера сельскохозяйственные кооперативы США имеют особый статус и специальный налоговый код.