17.04.2015 00:09
Культура

Алексей Кравченко сыграл в постановке запрещенного в ФРГ романа "Мефисто"

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №82 (6653)
"Мефисто". Спектакль Адольфа Шапиро по мотивам романа Клауса Манна "Мефистофель". МХТ им. А.П. Чехова. 17, 28, 29 апреля.
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Мефисто" по роману Клауса Манна

После гончаровского "Обрыва" и чеховского "Вишневого сада" режиссер Адольф Шапиро поставил в МХТ имени Чехова спектакль по мотивам знаменитого романа немецкого писателя Клауса Манна, ранее почти полвека запрещенного в ФРГ. Это истории одной карьеры и одной жизни талантливого артиста, режиссера и театрального деятеля в условиях тоталитарного государства, который решил продать свой талант ради славы и карьеры нацистам; фактически - душу дьяволу. Взаимоотношения власти и творческой личности Адольфа Шапиро здесь интересуют именно в контексте зарождения истоков и распространения нацизма в обществе. "Господи, да если бы в конце 20-х - начале 30-х было телевидение, Гитлер бы шел к власти не десятилетие, а пять месяцев!.. Антропологи по людским останкам научились воссоздавать картины прошлого. А нельзя ли по тому, что осталось (или не осталось) в нас человеческого, понять, что ждет нас завтра? Нас - это меня, вас, друзей, соседей, страну. Вот о чем я думал, репетируя спектакль. В конце концов, ведь вопрос не в том - быть или не быть. А как жить так, чтобы быть, а не существовать", - предваряют премьеру слова режиссера.

Первая в России премьера "Пассажирки" состоится осенью 2016 года

Судя по первым предпремьерным показам, это будет очень мощное театральное высказывание с Алексеем Кравченко в главной роли и яркой неожиданной игрой Станислава Любшина в непривычном для него образе, Николая Чиндяйкина, Андрея Бурковского и всей актерской команды - здесь она сложилась.

В интервью, процитированном на официальном сайте МХТ им. Чехова, Адольф Шапиро, можно считать, подготавливает потенциального зрителя этого далеко не развлекательного спектакля на нужный настрой: "Как удивительно многообразна игра, которую человек ведет с самим собой. На какие хитрости он может пойти, чтобы обеспечить свой душевный комфорт, чтобы успокоить собственную тревогу, комфортно расположиться в жизни... Молчание, когда надо говорить, - это ржавчина, которая разъедает душу. Мне интересно, чтобы люди увидели, что это за механизм. Как правило, спекуляция ведется на хороших чувствах. Понимаете? Вот в "Мефисто" - на патриотизме, чтобы вернуть величие Германии. Самая ужасная формулировка, на которой играют тоталитарные режимы - "народ всегда прав". Ерунда полная. Правы немцы, которые проголосовали за Гитлера? Народ - как человек, он может заблуждаться, болеть, совершать непоправимые ошибки... Сейчас многие люди, говоря о советском времени, утверждают, что это было время, когда не было выбора. Тем самым они реабилитируют собственный конформизм. Выбор всегда остается. Просто есть ситуации, когда мы не хотим видеть выхода".

Драматический театр Москва Столица