Первый автомобиль Волжского автозавода сошел с конвейера 19 апреля 1970 года, производство продолжалось до 2011-го. За это время было выпущено почти 4,8 миллиона машин. Так что "копейка" является и самым популярной машиной из Тольятти - в 2000 году читатели журнала "За рулем" назвали ее "Российским автомобилем XX столетия".
Основой для ВАЗ-2101 послужил Fiat 124, получивший в 1967 году титул "Автомобиль года". Для эксплуатации в России автомобиль доработали: увеличили дорожный просвет и диаметр диска сцепления, добавили синхронизаторов в коробку передач, переднюю подвеску усилили, заднюю изменили на более прогрессивную, задние тормоза сделали барабанными, более устойчивыми к плохим дорогам.
По требованию СССР Fiat разработал для "Жигулей" новый двигатель с верхним распредвалом - прежний не поддавался модернизации. Передние сиденья стали раскладывающимися - у Fiat эта опция имелась только в люксовой модели. Название "Жигули" было предложено конструктором Алексеем Черным и утверждено директором ВАЗа Николаем Поляковым.
Первоначально на эмблеме автозавода присутствовало слово "Тольятти", которое убрали в 1971 году - чтобы не раскрывать местоположение стратегического объекта, гласит заводская легенда. Первые шильдики для радиаторной решетки ВАЗа делали в Турине и тамошние дизайнеры перепутали кириллическую Я и латинской R. Уникальные таблички с ошибкой даже до конвейера не дошли - разошлись по рукам.
В России производство ВАЗ-2101 было остановлено в 1983 году. До 1988-го продолжался выпуск модификации ВАЗ-21013 с 1,3 литровым двигателем. Но производство машинокомплектов и запчастей к "копейке" остановилось лишь в 2011 году. Кстати, ВАЗ-2101 с кузовом пикап до сих пор полукустарным способом выпускается на Кубе, где используется в качестве маршрутного такси.
Празднование юбилея "копейки" в Тольятти завершится пробегом автомобилей ВАЗа разных лет.
ВАЗ-2101