Большой резерв экономии кроется в жилищном секторе, потребляющем, по данным Фонда "Институт экономики города", до четверти годовых энергоресурсов страны. Как сообщила "РГ" замруководителя дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при правительстве РФ Наталья Павлова, на долю жилых домов (многоквартирных и индивидуальных) приходится около 42% тепловой энергии, 16% электроэнергии и 25% природного газа. При этом более 60% конечной энергии приходится на цели отопления, более 18% - на горячее водоснабжение и около 17% на прочие нужды.
Несмотря на то, что в последние годы расход энергии на 1 кв. м жилой площади сократился на 14%, а число помещений, оборудованных приборами учета ресурсов, выросло, в ряде случаев показатели энергоэффективности в жилищном секторе оказались хуже запланированных. "За последние 15 лет размер расходов граждан на коммунальные услуги вырос в 12 раз и уже превысил так называемый порог доступности - 7-8 % от среднего дохода. Таким образом, долги населения растут, а качество коммунальных услуг, в том числе из-за непоступающей оплаты, падает", - подчеркнула Наталья Павлова.
Тем не менее заключение энергосервисных контрактов в ЖКХ натыкается на ряд препятствий, в том числе законодательного плана. По словам Натальи Павловой, в первую очередь это отсутствие правопреемственности по ЭД. То есть смена собственника жилья не предполагает соблюдение договора новым владельцем квартиры. Вторая проблема - размытые нормативы по минимальному кворуму собственников помещений, необходимому для заключения контракта. Так, согласно закону N185-ФЗ о фонде содействия реформированию ЖКХ, решение принимается двумя третями голосов собственников, по ст. 46 Жилищного кодекса для этого необходимо обычное большинство. Зато ч. 4 ст. 19 закона об энергосбережении требует уже 100-процентного согласия владельцев недвижимости. Кроме того, необходимость подписания энергосервисного договора каждым собственником помещений в доме делает это подписание практически нереальным, особенно если в доме несколько сотен квартир, приватизированных всеми членами семьи. Также требуется добавить в нормативную правовую базу условия предоставления при оплате коммунальных услуг льгот и субсидий на экономию ресурсов, полученных в результате реализации энергосервисных мероприятий. Пока же для собственников помещений, пользующихся социальными льготами, ЭД абсолютно невыгоден.
Впрочем, проживание в МКД граждан, имеющих право на субсидию, не выгодно и энергосервисной компании (ЭСКО). Как сообщил "РГ" директор фирмы "Энергосберегающие технологии" Владимир Сыромятников, ЭСКО может работать с жилыми домами, где собственники оплачивают 100% стоимости энергоресурсов, поскольку получает только средства, собранные с собственников и не может претендовать на часть экономии субсидии.
"К сожалению, мы пока не видим особых предпосылок у энергосервисного бизнеса в жилищном секторе. Специфический субъектный состав (сотни или даже тысячи в зависимости от жилого дома), недовольство и сопротивление хотя бы одного человека будет означать риск для всего проекта. Такие проекты также несут огромный объем организационной работы, не гарантирующий на финише снятия рисков оспаривания договора. Немаловажную роль играет экономическое положение и ментальность людей, которые на сегодня не готовы к расходам, окупаемым в долгосрочной перспективе", - считает директор департамента правовых и корпоративных вопросов компании "ГПБ-Энергоэффект" Ольга Анурова.
В конце прошлого года правительство утвердило "План мероприятий по совершенствованию госрегулирования в области оказания энергосервисных услуг". Он предусматривает внесение поправок в Жилищный кодекс, закон об энергосбережении и еще шесть федеральных законов, которые позволят привести нормативную базу в области ЭД к единому знаменателю и способствовать развитию этого перспективного направления