Вопрос инновационного развития для газовой отрасли является актуальным даже в условиях кризиса, особенно с учетом параметров, заложенных в основу проекта энергетической стратегии до 2035 г. К этому периоду предусматривается увеличение объемов добычи с сегодняшних 640 млрд куб. м до 805-880 млрд куб. м. В шесть раз планируется увеличить объемы производства сжиженного природного газа - до 82 млрд куб. м (сейчас примерно 14 млрд). Но для того чтобы достичь подобных объемов, необходимо определиться с проблемными вопросами дальнейшего тарифообразования и развития конкуренции на газовом рынке.
И если в нашей экономике уровень конкуренции в целом не слишком высокий, то в газовой сфере ее практически нет. Право независимых производителей газа на экспорт, действительно, сегодня является одной из проблем, которая требуют соответствующих решений. В правительстве обсуждается возможность доступа независимых производителей к экспорту газа либо самостоятельно, либо на базе единой монопольной структуры, которая по факту сложилась в лице "Газпрома". Сегодня звучат голоса в защиту как первой модели, так и второй. "Позиция минэнерго заключается в том, что мы предлагали рассмотреть возможность сохранения существующей монополии по экспорту газа и при этом обеспечить возможность, условно, покупки газа у нефтегазовых компаний, в частности по месторождениям Восточной Сибири, Дальнего Востока, где они не соединены в единую газотранспортную систему, для создания стимула по механизму нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлин) газа от независимых производителей. Но, повторяюсь, это решение пока не принято и подлежит дополнительному обсуждению", - пояснил глава ведомства Александр Новак.
Актуальность решения этого вопроса еще более подчеркивает доступность существующих технологий транспортировки газа, которые расширяют возможности производства СПГ и его экспорта тем потребителям, которые ранее не использовали этот ресурс. Сейчас более четверти всего природного газа, производимого на мировом рынке, сжижается для последующей морской транспортировки. Для этого в строй введены предприятия, рассчитанные на большие мощности, и первый такой завод в России начал работу в 2009 г. на Сахалине. Сегодня наиболее перспективным является сотрудничество по проекту "Ямал СПГ" между китайской национальной нефтегазовой корпорацией CNPC и российским "НоваТЭКом". С учетом того, что СПГ является товаром с высокой добавленной стоимостью, такое партнерство можно считать шагом нашей экономики в сторону от сырьевого экспорта.
В то же время, наряду с крупными проектами в сфере сжижения природного газа, все большее значение приобретает наращивание его производства в сравнительно небольших объемах. Продукция таких мини-заводов весьма востребована на внутреннем рынке, в частности, при автономной газификации населенных пунктов в регионах, где сетевая газификация экономически нецелесообразна. В качестве примера можно привести опыт компании "Газпром трансгаз Екатеринбург", построившей производственную установку СПГ на базе газораспределительной станции (ГРС-4) в пригороде областного центра. Установка создана по отечественной технологии, а ее мощность достигает три тонны СПГ в час, благодаря чему удалось газифицировать две котельные в поселке Староуткинск. Наряду с этим компания является эксплуатантом еще 32 станций по заправке автомобилей сжатым газом, что определяет создание комплексов получения СПГ на газораспределительных и автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (ГРС и АГНКС) как наиболее перспективное направление развития малотоннажного производства СПГ. Эти комплексы не занимают много места, характеризуются низкой металлоемкостью и высокой энергоэффективностью, к тому же легко обслуживаются минимальным количеством персонала.
Однако для масштабного использования новых разработок при создании мини-заводов СПГ под ключ необходимо наладить последовательность этапов внедрения от НИОКР до испытаний оборудования на опытно-промышленных установках и последующей индустриализации опытных образцов в серийном производстве. Для этого нужны специализированные площадки на базе индустриальных парков. Организовать деятельность таких испытательных полигонов позволит специальное постановление правительства РФ, уверен Виктор Мартынов, ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. К примеру, независимый испытательный полигон в штате Луизиана имеет в своем составе 6 скважин различной производительности, из них 4 нефтяные, 1 газовая и 1 водяная. Благодаря этому можно создавать смеси различных соотношений входящих в них флюидов, за счет регулирования производительности испытывать насосы, многофазные счетчики, замерные установки, разделительные сепараторы и т.д. Услугами этого полигона пользуются как гиганты, которым нужно выбрать оборудование для новых проектов (Schlumberger, Total, ВР), так и мелкие производители оборудования, которым оказывается государственная поддержка. По всем испытаниям составляются протоколы, копии которых направляются в департамент по энергетике правительства США. "В России нужно создать, по крайней мере, три полигона: в Западной Сибири, Урало-Поволжье и на Крайнем Севере. Они должны быть многофункциональными, позволяющими испытывать как внутрискважинное оборудование, так и наземное в условиях подтвержденных характеристик рабочей среды", - считает эксперт.
Такие полигоны для создания необходимого оборудования нужны для реализации в производство уже существующих технологий, которые готовы к немедленному внедрению. Последние обеспечивают быстрый возврат и максимальную прибыль от вложенных средств, как, например, созданная российскими учеными технология снижения песко- и водопроявлений в газовых скважинах с аномально низким пластовым давлением. Она позволит продлить эксплуатацию истощенных сеномальских залежей Уренгойского, Медвежьего и Ямбургского месторождений и повысить эффективность добычи низконапорного газа, запасы которого в Западной Сибири составляют более 5 трлн куб. м.