При этом к концу 2014 года объем российского рынка IP-телефонии удвоился по сравнению с 2012 годом. По данным исследования Discovery Research Group, в России насчитывается около 27 млн пользователей IP-телефонии, включая пользователей P2P-телефонии типа Skype. Это соответствует уровню проникновения более 17%. Две трети жителей городов-миллионников имеют опыт звонков через Интернет или использования карточки IP-телефонии.
"По нашим оценкам, рынок виртуальных автоматических телефонных станций к 2016 году может увеличиться до 3,8 млрд рублей, среднегодовой темп роста рынка за период с 2010 по 2016 год составит 25-30%. Основной рост происходит в сегменте B2B, компании отказываются от традиционной фиксированной связи и переходят на IP-телефонию", - считает руководитель проекта инвестиции101.ру Руслан Смирнов.
Все это говорит об относительно высоком проникновении виртуальной телефонии в крупных городах. "Рост сегмента IP-телефонии связан с тем, что такой вид телефонии, как правило, не требует установки дополнительного оборудования - частному абоненту не нужно приобретать телефонный аппарат, компаниям - телефонную станцию, тратить ресурсы на ее установку и обслуживание. Основным потребителем IP-телефонии остается сегмент В2В, причем даже в сегменте В2В существенную долю занимает МГМН (междугородняя/международная связь) связь с использованием IP-телефонии. В целом IР-телефония, как правило, является дополнительным сервисом, который абоненты подключают в пакете с ШПД и ТВ. Кроме того, положительная динамика рынка IP-телефонии обусловлена низкой базой, - объяснил директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС Дмитрий Кулаковский. - Но нужно понимать, что IP-провайдеры используют чужие сети, тогда как основным конкурентом крупных компаний является созданная инфраструктура, когда все услуги интегрированы между собой и находятся под единым контролем, обеспечивающим их качество. Поэтому мы не думаем, что интернет-телефония вытеснит традиционную".
Крупные телекоммуникационные компании, чтобы оставаться конкурентными, дополняют традиционную телефонию новыми сервисами. "Пакетирование домашних сервисов позволяет сократить общие расходы семьи на связь до 40%, дает возможность существенно оптимизировать затраты бизнеса. Проникновение пакетов из нескольких услуг среди частных клиентов, подключенных к сети GPON, уже превышает 50%, среди b2b-клиентов - 30%. Кроме того, услуги от одного оператора обладают еще одним важным преимуществом - получение единого счета за все услуги и возможностью управлять услугами дистанционно, что важно как для частных, так и для бизнес-клиентов", - рассказал Дмитрий Кулаковский.
Аналитики считают, что факторами роста рынка VoIP в России остаются рост проникновения фиксированного и мобильного широкополосного интернет-доступа, рост активности VoIP-провайдеров и сохранение высоких тарифов на междугороднюю связь. Потенциал рынка значительно превышает объемы, которые могут пока предложить все его участники. "Основная тенденция, которая наблюдается как сейчас, так и в прошлом году, - падение стоимости базовых услуг. Доступ в Интернет, традиционная телефония и даже IP-телефония постоянно дешевеют, поэтому внимание поставщиков телеком-услуг переключилось на сервисы с большей добавленной стоимостью", - отмечают аналитики Discovery Research Group.