Золотое кольцо
По нормативам в области каждый год необходимо ремонтировать не менее 1988 километров дорог, однако даже в лучшие времена фактические объемы недотягивали и до 15 процентов. Так, за пять последних лет отремонтировали 964 километра - это меньше половины годовой нормы.
По данным минтранса Свердловской области, в 2015 году финансовая потребность дорожной отрасли составляет 25 миллиардов рублей, фактически же она обеспечена финансированием только на 20 процентов. Чтобы не ухудшать ситуацию, было принято решение сосредоточиться на текущем, а не на капитальном ремонте автотрасс.
Что касается строительства автомагистралей, то дефицит средств заставил дорожников применять новые финансовые механизмы. Так, в 2014 году приступили к работе на втором пусковом комплексе кольцевой автомобильной дороги вокруг Екатеринбурга (ЕКАД) - это 11-километровый участок по направлению на Полевской. Здесь использована схема рассрочки платежа за выполненные работы. Эксплуатация участка должна начаться в 2017 году. По словам министра транспорта и связи Свердловской области Александра Сидоренко, на третий пусковой комплекс планируется провести концессионный конкурс, причем одним из способов повышения привлекательности объекта в глазах инвестора станет возможность организации здесь платного проезда автомашин.
В скором времени, вероятно, появится еще один способ привлечения дополнительных средств в отрасль: предложение о том, чтобы передавать в региональный дорожный фонд штрафы за нарушения, выявленные при помощи комплексов фото- и видеофиксации, рассматривается на федеральном уровне. Это станет еще одним источником формирования фонда, наряду с транспортным налогом и акцизами на ГСМ.
Перевес на стороне перевозчиков
Однако инвестировать в строительство дорог, не вкладываясь в обеспечение их сохранности, неразумно и расточительно, считают эксперты. В первую очередь речь идет о соблюдении весовых нормативов при грузоперевозках. По данным Федерального дорожного агентства, ежегодный ущерб от сверхнормативных перевозок в масштабах России оценивается в 2,6 триллиона рублей. Нарушения в этой сфере вопиющие: не менее 30 процентов перевозчиков во всех регионах страны не соблюдают правила погрузки. Средний перевес составляет 40 процентов. Еще одна цифра для иллюстрации: один большегруз-нарушитель наносит дорожному полотну такой же ущерб, как 90 тысяч легковушек. В подобном режиме работают 23 процента дорог как федерального, так и регионального значения.
Решение проблемы известно - это система выдачи специальных разрешений для тяжелых фур и связанная с ней организация весового контроля. Она неплохо зарекомендовала себя в Европе - там в числе нарушителей не более двух-трех процентов перевозчиков, - однако в России пока малоэффективна.
На всероссийской конференции "РАДОР", которая прошла в апреле в Екатеринбурге, замруководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов продемонстрировал видеоролик, наглядно характеризующий ситуацию. Его при помощи видеорегистратора сняла бригада мобильного пункта весового контроля, которая возвращалась после рабочей смены, проведенной без дела. Все 40 секунд, что длится запись, можно наблюдать непрерывную вереницу (более 60) груженных "под завязку" лесовозов, стоящих вдоль обочины. Весть о "засаде" контролеров на дороге на целлюлозно-бумажный комбинат разнеслась быстро, и водители просто дожидались окончания их рабочей смены. По словам Астахова, подобные картины не редкость во всех регионах страны: кое-где стационарные пункты весового контроля грузовики объезжают по грунтовкам через близлежащие деревни, а где-то - просто по обочине.
Попытки перевозчиков всеми силами уклониться от взвешивания - не единственная загвоздка. Немало проблем порождают и разночтения в нормативной базе. Однако пусть медленно и со скрипом, но собираемость средств от выдачи разрешений на провоз габаритных и тяжеловесных грузов год от года растет. По словам представителя управления автодорог Свердловской области Павла Трифонова, если в 2011 году было выдано 11 тысяч таких документов, то в 2014-м - вдвое больше, а объем собранных средств вырос на 156 процентов.
Сегодня на территории Свердловской области работают четыре стационарных поста весового контроля и восемь передвижных. Кроме того, определены еще 18 площадок, отвечающих всем требованиям законодательства, для организации таких постов. Они будут располагаться на крупных дорогах регионального и федерального значения, например на трассе Екатеринбург-Серов.
- Кроме того, появятся три пункта с рубежами автоматического контроля и площадками для взвешивания, - сообщил также Александр Сидоренко. - Строить их начнем в 2015 году, запустим в следующем.
Заплатят за каждый километр
Большие надежды возлагают дорожники и власти на пилотный проект "12-тонников". Правительство Свердловской области и федеральный оператор "РТ-Инвест Транспортные системы" подписали соглашение об организации системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками массой более 12 тонн.
Недавние поправки в ряд федеральных законов дали субъектам право организовывать платный проезд большегрузов по дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, и они уже начали создавать системы взимания платы, которые в перспективе сольются в единую федеральную.
Принцип работы системы такой: в кабине каждого грузовика должен быть установлен датчик позиционирования (GPS), с помощью которого можно отследить движение машины. Всего на большегрузы установят порядка двух миллионов датчиков (по подсчетам Росавтодора, по нашим дорогам передвигается порядка 1,7 миллиона 12-тонников российских компаний и еще 400 тысяч иностранных). Кроме того, на трассах поставят 480 стационарных и 180 мобильных камер: они будут контролировать 50 тысяч километров федеральных дорог. Еще один элемент системы - программное обеспечение, которое позволит автоматически списывать деньги за проезд с личных счетов автовладельцев, исходя из пройденного их фурами расстояния. Установленный тариф составляет 3,7 рубля за километр. Ввод системы в эксплуатацию намечен на ноябрь 2015 года.
- Создание собственной системы взимания платы за проезд большегрузов позволит увеличить доходную часть дорожного фонда. Это положительным образом повлияет на сохранность автомобильных дорог в регионе, - отметили в министерстве транспорта и связи области.
Конечно, проект пока вызывает немало вопросов. Например, грузоперевозчики считают тариф завышенным и опасаются, что плата за километры отразится на стоимости потребительских товаров.