- Мы ощущаем кризис по всем нашим филиалам. Некоторый отток студентов в декабре-январе - это стандартная ситуация, и школы даже закладывают определенный процент таких потерь в бизнес-план. Однако в этом году ушедших студентов оказалось процентов на 20 больше, чем обычно, - рассказала "РГ" директор Оксфордского языкового центра Людмила Буланова.
Все эксперты отмечают, что обучение прекращают именно взрослые люди, у которых возникли финансовые трудности. В то же время на детском образовании уральцы пока не экономят: из шести языковых центров, руководителей которых мы опросили, ушел от силы десяток школьников. Причина та же - критическое финансовое положение родителей, потерявших работу или отправленных в вынужденный отпуск.
- На детей люди готовы тратить деньги, в какой бы ситуации ни находились. Экономя на себе, планируют, чтобы дети как минимум окончили текущую ступень обучения, как максимум - продолжили его, - рассказывает руководитель студий "Yes" в Екатеринбурге Алена Казанцева.
По ее словам, клиентов-родителей не отпугнуло даже повышение цен (раньше компания организовывала детские курсы при школах по минимальной стоимости, однако после вмешательства антимонопольной службы ей пришлось перевести филиалы на рыночные расценки), по крайней мере, резкого уменьшения числа слушателей-школьников не произошло.
Тем не менее новые знания стали в кризис одной из секвестируемых статей семейных бюджетов. Для начала уральцы выбирают более дешевые курсы - порой в ущерб качеству обучения. Правда, в перспективе это грозит дополнительными расходами, поскольку, возможно, на освоение той же программы в новом центре придется потратить больше времени и денег. К тому же студентам-перебежчикам не обойтись без новой учебной литературы, а она за последние месяцы существенно выросла в цене.
- Иностранные учебники - это большая-большая проблема, - отмечает руководитель курсов иностранных языков "English Club" Валентина Васильева. - Мы приобретаем их в специализированных магазинах от иностранных производителей, так как российские учебники не настолько хороши. Весь год цены на пособия растут как на дрожжах. Еще летом мы покупали их по 800 рублей, а сейчас - 2500. При том что продавцы продают книги, закупленные еще по старым ценам. Представители магазинов говорят: "Фунт растет - цена растет". Но, хотя сейчас рубль несколько отыграл позиции, цены уже не упали. Это ощутимый удар по бюджету курсантов, не все готовы платить 2,5 тысячи за учебник.
- В начале сентября учебник по грамматике стоил 1300 рублей, а сейчас уже 2600, - вторит коллеге Людмила Буланова. - Пособия по устной практике стоили 1050 рублей, сейчас - 1800 и т.д. В среднем цены выросли процентов на 70. При этом, например, для подготовки к ЕГЭ одиннадцатиклассникам нужно купить пять разных пособий. Студентам разных ступеней обучения на весь комплект придется потратить 3-5 тысяч рублей.
Пожалуй, сегодня это самая серьезная проблема языковых центров. Однако при желании и ее можно обойти.
- Мы не используем пособия, поскольку решили работать главным образом над разговорным английским языком. Обучение идет через общение, а не через классические занятия по учебникам. При необходимости используются раздаточные материалы, которые составляют наши же методисты и преподаватели, так что проблем с учебниками у нас нет, - рассказывает директор студии "Free talk" Дарья Бовт.
Она также поделилась опытом выгодного взаимодействия с иностранцами - носителями языка, которых приглашают на встречи со студентами не в качестве лекторов, а в качестве гостей клуба. Они не получают за это плату, но дают курсантам поистине бесценные знания.
К слову, в кризис как никогда важно умение договариваться - например, с владельцами помещений, в которых проходят занятия. По словам руководителей языковых центров, большинство арендодателей готово идти навстречу партнерам, замораживая арендные ставки и даже снижая их.
Интересно, что в городе есть и такие образовательные учреждения, в которых число клиентов в кризис даже увеличилось.
- Мы изначально установили невысокие цены. Благодаря этому от нас ушел лишь небольшой процент, зато появились новые ученики - возможно, они перешли из более дорогих школ, - говорит Валентина Васильева.
Те, у кого отток студентов стал заметным, начали предлагать им более гибкие варианты оплаты, например в рассрочку, проводить разнообразные маркетинговые акции. Жизнь заставляет языковые центры искать новые способы привлечения клиентов: допустим, осваивать социальные сети - это не требует финансовых вложений, зато увеличивает узнаваемость центра, позволяет наглядно показать его преимущества.
В целом игроки данного бизнеса смотрят в будущее с оптимизмом, ведь знание иностранного языка в наше время приобретает все большее значение.