Однако непонятно, почему "упор на импортозамещение" должен происходить именно "в условиях ограничения внешних связей"? И каких именно связей? И почему этот курс обязательно приведет к "упрощению экономики"? Упрощение экономики - это сокращение технологических цепочек по производству конечной продукции, сокращение общей номенклатуры продукции, снижение уровня разделения труда. Поскольку импортозамещение в обрабатывающей промышленности и особенно в машиностроении означает замену зарубежных технологических цепочек отечественными, то происходит, наоборот, "усложнение" отечественной экономики. А вот действительное "упрощение" произошло в результате непродуманной политики открытости экономики РФ, когда большинство отечественных технологических цепочек полного цикла оказались раздробленными и уничтоженными, а основная доля производимой добавленной стоимости оказалась в руках зарубежных конкурентов. Например, последнее достижение российского авиапрома - "Сухой Суперджет" - на 80 процентов состоит из зарубежных комплектующих. По сути, это такое же "достижение", как новый российский автопром на основе "отверточной сборки".
Поэтому, опасаясь импортозамещения, некоторые прозападные эксперты фактически остерегаются, что российские производители восстановят разрушенные в 1990-е годы технологические цепочки, перераспределят в свою пользу очаги создания добавленной стоимости и выйдут из-под контроля глобальных ТНК. Для последних это действительно будет означать "упрощение" их экономики.
В ограничении внешних связей России виноват Запад, который ввел санкции, а наша страна ищет пути компенсации этих связей. К тому же многие импортируемые низкотехнологичные товары можно производить самостоятельно, не беспокоясь об "упрощении экономики". Никакого ущерба для "внешних связей" не принесет развертывание импортозамещения медицинских шприцев, туалетной бумаги и многих других технологически несложных товаров народного потребления.
Гораздо более серьезные проблемы возникают при осуществлении импортозамещения в машиностроении как наиболее сложном и длинном в технологическом плане комплексе. За годы реформ в этой группе отраслей возникла серьезная зависимость от иностранного промышленного оборудования (в особенности в станкостроении, тяжелом машиностроении, электронной промышленности, производстве медтехники). Недавний опрос показал, что 62 процента предприятий считают для себя невозможным перейти на российские аналоги используемого импортного оборудования и сырья из-за их фактического отсутствия. Еще 35 процентов респондентов заявляют претензии к качеству таких аналогов.
Поэтому развитие импортозамещения в машиностроении требует прежде всего ввода новых производственных мощностей, модернизацию уже существующих производств, внедрения на них наукоемких инновационных технологий и естественно кадровое обеспечение данных процессов. Решить эти задачи самим предприятиям не под силу. Для этого необходима поддержка государства. Необходима разработка и реализация соответствующего стратегического плана (программы), использование системы госзаказа на постоянной основе и необходимое (а не номинальное, как сейчас) финансовое обеспечение.
Первоочередными мерами по развитию импортозамещения в машиностроении, равно как и во всей отечественной промышленности в целом, должно в первую очередь стать государственное инвестирование и стимулирование частных инвестиций, а также реинвестирование прибыли (вплоть до регрессивного налога на прибыль в случае ее направления на развитие и расширение производственных мощностей).
Кроме того, необходимо сделать более доступными кредитные ресурсы. Для этого вначале необходимо снизить ключевую ставку Банка России хотя бы до уровня инфляции. А в идеале до уровня средней рентабельности по обрабатывающей промышленности. Целесообразно предусмотреть кредитование по льготным ставкам (не выше 4 процентов годовых) российских машиностроительных предприятий (с уровнем локализации производства не менее 50 процентов) банками с государственным участием в капитале (в частности Сбербанком, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанком и др.).
И, наконец, облегчить долговую нагрузку, вплоть до ее обнуления, для российских машиностроительных предприятий.