"Нынешние отношения России и Турции, которые сто лет назад стояли по разные стороны фронтов Первой мировой войны, служат хорошим примером и для других стран", - отметил спикер российского парламента. Сергей Нарышкин напомнил о приближающейся знаменательной дате, годовщине установления российско-турецких дипломатических отношений. "Третьего июня исполнится 95 лет со дня, когда руководители Турции и Советской России в переломный для обоих государств момент приняли решение установить дипломатические отношения и протянуть друг другу руку помощи", - сказал он. При этом, по словам спикера Госдумы, наши страны и сегодня придерживаются традиций дружбы, установленных почти столетие назад. Это подтверждается уровнем развития экономических отношений и взаимодействием в области энергетики, имея в виду такой важнейший проект, как "Турецкий поток".
- Взаимодействие наших стран в энергетике достигло подлинно стратегического уровня, - подчеркнул Нарышкин. - Я имею в виду такой глобальный мегапроект, как газопровод "Турецкий поток", нацеленный на то, чтобы на долгие-долгие десятилетия обеспечить энергетическую безопасность не только Турции, но и всей Европы.
Касаясь тяжелого наследия Первой мировой войны, Сергей Нарышкин заявил, что достижение стабильности в Евразийском регионе и нейтрализация таких очагов напряженности, как Украина, Сирия, Ирак, Йемен, Ливия, возможны лишь путем осмысления исторических уроков, которые несут в себе мировые войны. Кроме того, спикер нижней палаты российского парламента, являющийся также председателем национального организационного комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны, и главой Российского исторического общества, предложил создать международную комиссию для изучения трудных вопросов периода Первой мировой войны, в которую должны войти историки, юристы, политологи и демографы.
- Хотелось бы отметить усилия турецкой стороны по надлежащему уходу за воинскими захоронениями на полуострове Чанаккале в районе Дарданелл, - отметил Нарышкин.
Он напомнил также, что еще основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк писал, что "все погибшие здесь отныне и наши сыновья".
- В Дарданелльском сражении участвовали многочисленные и, что показательно, интернациональные воинские контингенты целого ряда государств, - сказал спикер Госдумы. - Каждая из сторон понесла огромные потери, и мы отдаем дань памяти всем без исключения павшим.
Дарданелльская операция, начатая по инициативе Уинстона Черчилля, длилась почти год, однако Британии, Франции, а также их союзникам так и не удалось достичь желаемой цели - добиться контроля над Босфором. Упорное сопротивление турецких войск привело к тому, что в итоге иностранные войска были выведены с территории Турции. Организатором обороны Дарданелл был Мустафа Кемаль, названный впоследствии Ататюрком. Кстати, неудача операции вынудила тогда Черчилля уйти в отставку с поста Первого лорда Адмиралтейства.
Напомним, что Сергей Нарышкин находился в Турции с 22 по 24 апреля. В ходе визита он встретился с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и провел с ним беседу за закрытыми дверями. А в минувший четверг Сергей Нарышкин посетил Константинопольский патриархат. Кроме того, российская делегация была приглашена на мировую премьеру "Симфонии в память о 57-м пехотном полке", приуроченную к 100-летней годовщине Дарданелльской операции. Напомним, что эта операция, длившаяся почти год, стала важной вехой в ходе Первой мировой войны. В Турции широко отмечают праздник в честь этой победы.
За неделю до визита Нарышкина в Турцию Москву посетил спикер турецкого парламента Джемиль Чичек. В ходе встречи со своим российским коллегой Чичек отметил, что между президентами двух стран установились дружественные отношения, и что Анкара заинтересована в дальнейшей координации действий с Москвой.
- Речь идет о различных международных площадках, таких как парламентские ассамблеи ОБСЕ и Черноморского экономического сотрудничества, Азиатская парламентская ассамблея, - сказал Чичек. - По многим вопросам международной повестки у делегаций России и Турции схожие, а иногда и совершенно совпадающие позиции.