В работе заседания приняли участие представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств России и Беларуси, образовательных учреждений, а также научного сообщества, общественных организаций и духовенства. В ходе семинара обсуждались такие вопросы, как "Пути совершенствования образовательного пространства Союзного государства", "Опыт работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи в образовательных учреждениях Беларуси и России на примерах подвигов героев ВОВ", "Ведущая роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей", "Роль церкви в укреплении духовно-нравственного воспитания", "Информационное влияние Интернета на подрастающее поколение и защита его от искажения истории и итогов ВОВ".
- Все эти темы особенно актуальны в свете отмечаемой в этом году 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, - сказала, открывая заседание, Елена Афанасьева, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.
Первым участником дискуссии стал директор Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе Владимир Забаровский. "Чтобы противостоять движениям неофашистского толка, человек должен быть ориентирован духовно. Но у школьников, которые приходят к нам в музей, порой ужасающие пробелы по истории войны, - заявил он. - Мы видим свою задачу в том, чтобы защитить правду о нашей Победе". Забаровский рассказал, что на сегодняшний день музей представил в 76 Центрах науки и культуры за рубежом выставки о великих сражениях Великой Отечественной войны, о роли Советского Союза в освобождении Европы.
Председатель Союза деятелей славянской культуры и президент Международного Кинофорума "Золотой Витязь" Николай Бурляев рассказал о деятельности фестиваля: "Золотой Витязь" существует уже 24 года, и 24 года мы аккумулируем все самое лучшее, высокое, что создала славянская культура". За время своего существования кинофорум показал 7400 фильмов. Очередной фестиваль открывается 22 мая в Севастополе - под председательством Никиты Михалкова. Бурляев считает, что настало время задуматься о создании системы альтернативного кинопроката России и Беларуси: "Для фильмов глубоких, без пошлостей. Ведь рынок и культура - вещи несовместимые, у них разные задачи".
Белорусским опытом создания музеев в образовательных учреждениях поделился член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник: "Когда дети сами ведут поисковую работу, изучают боевой путь односельчан, историю партизанского движения своего края, меняется их отношение к истории, к ветеранам. Музей - лучшее средство, чтобы сохранить связь времен". По словам Сегодника, в Гродненской области музейные экспозиции созданы во всех образовательных учреждениях, и даже открыты экскурсионные маршруты по школьным музеям.
Проректор по научной и методической работе белорусской Академии последипломного образования Галина Николаенко рассказала о созданной в Беларуси системе взаимодействия Министерства образования с Православной церковью: "Соглашению этому уже 12 лет, и реализовано уже 3 программы. Очень перспективным направлением нам кажется православное краеведение, изучение святынь белорусской земли".
Интересный проект представил директор Минского государственного художественного колледжа им. Глебова Александр Шантарович. Называется он "Портрет ветерана". "Несколько лет назад мы решили провести конкурс работ, посвященных войне. Работы получились неинтересные, без души. Тогда появилась идея этого проекта, - говорит Шантарович. - Дети встречаются с ветеранами, задают вопросы, записывают воспоминания, после чего пишут портрет. Эти работы получаются совсем другими - они полны эмоций. Мы даже издали буклет. Ведь у нас уже 200 портретов. Зарядить ребят эмоциями - вот самое главное!"
В заключение семинара выступила Светлана Феоктистова, начальник отдела развития интеграционных связей с государствами - участниками СНГ Международного департамента Министерства образования и науки России, которая рассказала о том, что уже делается Россией и Беларусью в области молодежной политики. "Существенным завоеванием стало то, что белорусские граждане теперь имеют право поступать в российские вузы, а россияне - в белорусские, - считает Феоктистова. - Только в этом году в российские вузы поступило 3,5 тысячи белорусов. Работает и Российско-белорусский университет совместного действия в Могилеве, в котором обучается 6,5 тысячи студентов". Кроме того, ежегодно проводится патриотическая кадетская смена - для воспитанников кадетских школ-интернатов Беларуси и России. Обсуждается вопрос создания совместного учебника истории.
По итогам работы семинара принят проект рекомендаций, которые будут направлены заинтересованным министерствам и ведомствам Беларуси и России. В них, в частности, говорится о необходимости разработки Концепции духовно-нравственного воспитания молодежи Союзного государства, а также совместной Стратегии развития образования.