Нурсулу Меирбековна, расскажите об основных моментах, предшествовавших появлению фонда. Кто и когда принял соответствующее решение?
Нурсулу Ахметова: Республика приняла решение присоединиться к Таможенному союзу (ТС) еще весной 2011-го. И четыре года назад начались подготовительные работы по определению конкретных условий реализации этого решения. В мае 2014-го в ходе заседания высшего Евразийского экономического совета в Астане было подписано заявление о плане мероприятий по присоединению КР к ТС. Ожидается, что в мае 2015 года Киргизская Республика станет полноправным членом интеграционного объединения.
Стоит отметить, что у КР малая экономика, которая в сопоставимом выражении составляет примерно 0,6 процента от российской экономики, 6,1 от казахской и 9,3 от белорусской. Но экономики наших стран различаются не только размерами, но и структурой и конкурентоспособностью. Этот факт создает трудности при вхождении республики в единый рынок ТС, что хорошо понимают наши партнеры.
Одними из первых вопросов были: "Как можно в короткие сроки значительно сократить существующий разрыв?", "Как с учетом взаимной заинтересованности в углублении и расширении торговых, инвестиционных и финансовых отношений стран Таможенного союза мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Киргизской Республики?"
В результате обсуждений стороны приняли решение создать фонд развития, целью которого стали бы содействие экономическому сотрудничеству между КР и странами-членами ТС, модернизация и развитие экономики республики, эффективное использование возможностей, обусловленных участием наших стран в евразийской экономической интеграции. Соглашение о создании фонда правительства Киргизии и России подписали в ноябре 2014 года.
Я хочу подчеркнуть важность этого шага, на который Российская Федерация пошла в непростые для собственной экономики времена.
Уставный капитал фонда составляет сумму, эквивалентную 500 миллионам долларов. 100 миллионов долларов уже поступили на счет КРФР в Национальном банке Киргизской Республики. Оставшаяся сумма будет внесена в соответствии с утвержденным графиком. Порядок, условия, а также режим использования средств, поступивших на счет, определяются в соглашении между министерствами финансов КР и РФ и Национальным банком Киргизии.
Можно ли утверждать, что сегодня фонд полностью готов к работе или еще есть моменты, находящиеся на стадии обсуждения?
Нурсулу Ахметова: Уже состоялось первое заседание совета фонда, на котором были утверждены документы, регулирующие деятельность структуры. Речь, в том числе, идет об инвестиционной и кредитной политике, порядке рассмотрения проектов. Мы постараемся все организационные вопросы решить как можно быстрее, в этом мы получили поддержку со стороны правительства.
Скоро будет оборудован офис фонда. И тогда можно приступать к переговорам с партнерами, в первую очередь с коммерческими банками. Одно из направлений нашей работы - финансирование целевых проектов, отвечающих установленным требованиям, с использованием возможностей местных банков.
Также мы собираемся работать с крупными проектами, которые входят в приоритетные направления инвестирования фонда и способствуют адаптации экономики КР к новым условиям. Предстоит сделать многое для укрепления экономики страны.
Кто, кроме вас, возглавляет фонд со стороны республики?
Нурсулу Ахметова: КРФР имеет корпоративную структуру управления. Совет фонда - это высший орган, осуществляющий стратегическое управление его деятельностью. В состав совета входят два представителя от КР и три от РФ. Председателя совета назначает правительство Российской Федерации. Им стал Сергей Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов России.
Постоянно действующим исполнительным органом фонда является правление. В его состав входят три представителя от КР и два от РФ.
Членами правления от Киргизии назначены Алмаз Айбалаев и Бакыт Курманбеков. Оба имеют высшее образование в банковской сфере, практический опыт работы как в национальном, так и в коммерческих банках. Члены правления со стороны России еще не утверждены. Известно, что министр финансов РФ направил соответствующие предложения в правительство.
На что потратят первые 100 миллионов долларов? Какие конкретно это будут проекты?
Нурсулу Ахметова: Фонд будет напрямую финансировать проекты в приоритетных секторах экономики КР, предоставляя займы, участвуя в капитале и используя иные финансовые инструменты в отношениях с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Киргизской Республики.
Это такие секторы экономики, как агропромышленный комплекс, швейная, текстильная, обрабатывающая, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства и инфраструктуры.
Юридические лица, зарегистрированные в КР, с проектами, которые отвечают установленным требованиям, могут обращаться в фонд. Все заявки будут рассматриваться согласно утвержденным процедурам.
Согласно решению, принятому на прошедшем заседании совета, первые три проекта должны быть отобраны и представлены на следующей встрече, провести которую планируется в третьей декаде мая 2015-го.
Когда в фонд поступит следующий транш из России?
Нурсулу Ахметова: При подписании соглашения о создании фонда было принято решение о поэтапном формировании капитала структуры. Первые 100 миллионов поступили 31 декабря 2014 года. Остальные будут поступать равными суммами поквартально в течение двух лет. На днях мы ожидаем следующие 50 миллионов. А до конца 2015 года капитал фонда должен составить 250 миллионов долларов.
Есть ли опасения, что возможны задержки с перечислением денег?
Нурсулу Ахметова: В международном праве есть принцип - договоры должны выполняться. Формирование капитала фонда является обязательством РФ.
Деньги на реализацию проектов будут выдаваться как кредиты, ссуды, гранты? Если как кредиты, то под какие проценты, на каких условиях?
Нурсулу Ахметова: Операции фонда определены его уставными документами и будут проводиться в соответствии с принципами, основными из которых являются следующие: фонд осуществляет финансирование проектов на условиях срочности, возвратности и платности; никакие мероприятия на территории Киргизии не финансируются, если есть возражения одной из сторон; кредиты, инвестиции или иное финансирование, осуществляемое фондом, используются для приобретения товаров и услуг в КР и РФ; фонд принимает необходимые меры, чтобы любой его кредит или инвестиция использовались исключительно в целях, на которые они были предоставлены.
Повторюсь, мы будем кредитовать самоокупаемые и экономически выгодные проекты в приоритетных секторах экономики Киргизской Республики. Это важнейший критерий при отборе. Для своей финансовой устойчивости фонд должен обеспечивать высокий уровень возвратности выданных средств. Это необходимо также для восполнения и увеличения ресурсной базы и привлечения средств из других источников.
Кто и как будет контролировать расходование денег из фонда?
Нурсулу Ахметова: Во-первых, как я уже говорила, деятельность фонда контролирует его совет. Руководство КРФР будет периодически отчитываться о проделанной работе, в то же время совет всегда может запросить любую информацию о деятельности фонда, его проектах и расходовании средств.
Во-вторых, согласно уставу фонда, аудит его деятельности будет проводить зарубежная компания. Она даст независимое заключение о работе, качестве активов и финансовой отчетности.
В-третьих, сама структура фонда близка к банковской, поэтому у нас есть службы внутреннего аудита и риск-менеджмента, которые будут контролировать работу подразделений КРФР. Эти две службы напрямую подчинены совету.
Взаимоотношения с партнерами и клиентами фонда будут основываться на четком исполнении всех процедур с соблюдением требований законодательства и высоких стандартов корпоративного управления. Отмечу, что в руководство фонда входят представители двух стран, а важнейшие решения в правлении фонда принимаются консенсусом, то есть единогласно. Это тоже своеобразный фильтр от принятия неверных решений.
В-четвертых, для обеспечения прозрачности работы мы предоставим через СМИ всю возможную информацию о проектах, партнерах и результатах работы. Руководство фонда и его команда будут открыты для контактов с журналистами и общественностью.
Все это позволит не допустить нецелевого использования средств, исключит саму возможность применения "серых" схем при рассмотрении проектов и выделении финансирования.
Досье "РГ"
Нурсулу Меирбековна Ахметова родилась четвертого декабря 1967 года. Замужем, трое детей. Государственный советник госслужбы III класса. В 1992-м окончила юридический факультет Московского государственного университета.
С 2010 года последовательно занимала должности советника премьер-министра КР по экономическим вопросам на общественных началах, советника президента КР по экономическим вопросам на общественных началах, заведующей отделом денежно-кредитной политики и финансового мониторинга аппарата президента КР.
С мая 2012 года - глава отдела финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата президента КР в ранге заместителя руководителя аппарата.
На должность председателя правления Кыргызско-Российского фонда развития назначена в феврале 2015-го.
Кстати
По словам заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака, санкции против России не повлияют на выделение средств для Кыргызско-Российского фонда развития. "События на Западе не влияют на ситуацию, которая разворачивается на Востоке", - заявил Сергей Сторчак.
Также, сказал замминистра, фонд не станет кредитовать правительство Киргизии как суверенного заемщика. КРФР будет работать со всеми участниками рынка - коммерческими структурами и частными предпринимателями.