Как рассказывают сотрудники СКР, 29 апреля этого года во время прохождения таможенного контроля в аэропорту Внуково 33-летний мужчина сообщил, что у него с собой есть 5 картин. Среди них оказались полотна Серова, Кончаловского, Федоровского и неизвестного художника. Гражданин летел в Лондон и вез, как он говорил, свои картины. Стоят полотна, по его заверениям всего 180 тысяч рублей. То есть так недорого, что особой ценности не представляют. В подтверждение своих слов пассажир показал два экспертных заключения на право вывоза картин. Оба были выданы управлением министерства культуры РФ по Центральному Федеральному округу на основании заключений экспертов Третьяковки. Документы вызвали подозрение.
В итоге самолет улетел без этого пассажира, а в аэропорт были вызваны эксперты. По их мнению, пассажир предоставил ложные сведения о стоимости картин: в действительности они стоят не менее 1,9 миллиона рублей.
Следствие официально не называет фамилии несостоявшегося контрабандиста. По нашим сведениям речь идет о Сергее Борисовиче Степанове. На вопрос корреспондента "РГ", почему это уголовное дело расследует Главное следственное управление СК по Москве, в ведомстве ответили, что это связано с должностью подозреваемого. Он так называемый спецсубъект, то есть человек, в отношении которого действует особый порядок следственных действий. Степанов - руководитель территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района Москвы. Как рассказывают в СКР, там уже готовы предъявить Степанову обвинение. Он находится под подпиской о невыезде.
Проблемы и скандалы с заключениями экспертов на живописные полотна - тема старая и в какой-то мере криминальная. Несколько лет назад много шума наделал каталог "Внимание: возможно, подделка!" Вышло несколько выпусков. В них были сотни сомнительных произведений, которые выдавали за настоящие. При презентации третьего тома каталога особое внимание было уделено экспертизам, которые не выявили подделку, а подтвердили подлинность. Значительная часть таких заключений принадлежала Третьяковской галерее.
Всплыл и другой факт - больше сотни картин, которые эксперты Третьяковки признали поддельными, впоследствии все же были проданы их владельцами как оригинальные произведения русской живописи XIX века. Кстати, это выявила внутренняя проверка самой галереи.