06.05.2015 22:00
Общество

Андрей Кигим: В Крыму по линии ФСС уже отдохнули 30 тысяч человек

На смену бумажному бюллетеню скоро придет виртуальный
Текст:  Виктор Васенин Марина Грицюк Елена Домчева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №97 (6668)
В случае болезни нам больше не надо будет самостоятельно оформлять больничный, рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ" глава Фонда социального страхования Андрей Кигим.
Читать на сайте RG.RU
"Деловой завтрак" с Андреем Кигимом

Андрей Степанович, мы знаем, что ФСС начинает масштабный проект по возвращению к полноценной жизни людей, получивших серьезные травмы на производстве. Как это будет?

Андрей Кигим: Полностью поддерживаем модернизацию санаториев Крыма

Андрей Кигим: В свое время профсоюзы, напомню, передали фонду 12 санаторно-курортных комплексов. Мы вложили в их развитие 8 млрд рублей и создали на их базе центры по медицинской и трудовой реабилитации. Качество в них высокое, что подтвердили наши коллеги из Германии, которые готовы подписать договоры о сотрудничестве. Там, к примеру, есть тренажерные дорожки, бассейны, которые помогают человеку вновь начать ходить. Плюс людей там лечат. Сейчас центры работают вполсилы, поскольку бюджетные правила ограничивают наши инвестиции в них. Некоторые корпуса мы не можем достроить, но площадка для масштабной реализации программ реабилитации уже есть. И рассчитываем, что в ближайшем будущем все противоречия по финансированию центров будут сняты.

Как писала "РГ", инвалиды в 31 регионе с начала этого года не могут получить подгузники и абсорбирующее белье, так как поставщики отказались участвовать в конкурсах ФСС. Как решается проблема и когда людям выдадут все, что им полагается?

Андрей Кигим: В 20 регионах из 31 проблема уже решена. В оставшихся 11 регионах торги пройдут, мы рассчитываем, до 10 мая. Так что все те, кому положены бесплатные подгузники, смогут их получить. До этого они могут покупать их сами, а фонд компенсирует им стоимость, правда, не по той цене, по которой купили сейчас, а в пределах прошлогодней закупочной стоимости. То есть может получиться, что денег человеку вернут немного меньше, чем он потратил.

Вообще 90% жалоб посвящено обеспечению подгузниками. И это при том, что бюджетное финансирование этой услуги у фонда меньше 3%. К сожалению, 70% подгузников производится за границей. Один из путей, с помощью которого мы пытаемся решить проблему нехватки этих изделий, - помощь бизнесу в наладке собственного производства. Мы готовы объяснить предпринимателям, что те 3 млрд рублей, которые мы выделяем на эти цели, вполне могли бы идти для закупки подгузников у отечественных производителей. Им только надо составить нормальный бизнес-план. Минтруд и минпромторг в этом направлении движутся.

Как проходит эксперимент с электронными больничными?

Андрей Кигим: Хочу сразу отметить, что Фонд отвечает не за лечение гражданина, а за выплату ему потерянного заработка. Больницы и поликлиники выписывают больничный, на основании которого мы делаем расчет.

Внедрение электронных больничных исключит появление подделок

Первые три дня эту функцию осуществляет работодатель, после чего подключаемся мы. Практика показала, что этой работой занимаются 1300 наших сотрудников: проверяют подпись врача и подлинность самого документа. По сути, сегодня проверке подлежит 50% всех больничных, которых в год выдается 48 млн. То есть все свое рабочее время эти люди должны ходить по больницам и проверять качество бумаги. Это неправильно.

Конечно, есть фальшивые больничные, особенно там, где предприятие банкротится, но их можно выявить и менее затратными методами - через Сеть. Электронные услуги прочно вошли в нашу жизнь - желающие заказывают по Интернету пиццу, билеты на самолет и так далее. Почему бы и некоторые услуги здравоохранения не сделать электронными?

Примером может служить опыт прибалтийских стран, которые уже перешли на электронные технологии. В рамках местной системы электронного взаимодействия Фонд сегодня в состоянии получить справку из больницы, сведения из налоговой службы и Пенсионного фонда, чтобы посчитать среднюю зарплату и без проблем начислить гражданам потерю заработка. Эти подходы были озвучены Дмитрию Медведеву на правительственной комиссии по информатизации осенью прошлого года. Он дал согласие на эксперимент. И эти полгода мы вместе с минздравом смотрим, как в Белгороде и Астрахани происходит обмен информацией между больницами и нашим Фондом.

Это не так сложно, ведь многие медучреждения уже автоматизированы в рамках информатизации здравоохранения, врачи там в электронном виде заполняют историю болезни. И теперь больничные можно не распечатывать, а пересылать нам в электронном виде. Надеемся, что это будет удобно для врачей, пациентов и самое главное - мы сможем перепрофилировать своих сотрудников на оказание услуги, связанной с психологической помощью пациентам. Сегодня такой услуги в фонде в расширенном варианте нет.

Скоро начнется высокий курортный сезон. Будут ли в этом году граждане отправляться по линии фонда соцстраха в Крым? Какова готовность крымских санаториев?

Андрей Кигим: Конечно, будут. В прошлом году на курортах Крыма по линии ФСС отдохнули 30 тысяч человек. На эти цели мы получили из бюджета 1млрд рублей. И сейчас санатории и дома отдыха готовятся к приему пациентов с ослабленным здоровьем.

В прошлом году у санаториев был переходный период, когда они должны были работать в том же формате, что и раньше, без новых российских лицензий и аттестаций. Но практика показала, что все по-разному готовы к приему инвалидов (а фонд работает именно с этой категорией граждан). В части санаториев начали организовывать доступную среду - устанавливать пандусы, переоборудовать туалеты, вводить в программу специальные медицинские процедуры. В другой части пока не могут это сделать. Скоро в Крыму пройдет Госсовет, посвященный санаторно-курортному отдыху, где все эти вопросы будут обсуждаться. Мы полностью поддерживаем модернизацию санаториев. И если деньги будут выделены, поможем с организацией отдыха для инвалидов.

Специфика отдыха в Крыму заключается в том, что инвалиды часто вместе с сопровождающими прилетают на отдых и лечение самолетом, а это немного дороже. Нас это не пугает, мы готовы с этим справиться.

Электронные услуги прочно вошли в нашу жизнь - мы заказываем по Интернету пиццу, билеты на самолет... Почему бы и некоторые услуги здравоохранения не сделать электронными?

"Деловой завтрак" с Андреем Кигимом
Соцзащита Социальный фонд