Уже в сентябре этого года на его базе начнутся первые занятия для тех, кто в дальнейшем будет обучать кандидатов в водители. Центр пока не отличается обширными размерами. Всего две аудитории. Одна - для теоретических занятий, другая - для практических. Первая оборудована компьютерами. Здесь будет проходить подготовка по таким дисциплинам, как правила дорожного движения, разбор дорожных ситуаций, а также оказание первой помощи. Все это на высшем электронном уровне. Интерактивные доски, электронные манекены и прочая компьютерная техника.
Вторая аудитория оборудована симуляторами. Полкабины от Lada Priora, с экраном перед лобовым стеклом и несколькими мониторами, изображения которых видно только в зеркала заднего хода этого автомобиля. Камазовские кабины, окна которых залеплены мониторами, по которым транслируется дорожная ситуация.
Реальные мотоциклы, которыми надо управлять по виртуальной дороге. Вот это и есть пока основное насыщение центра подготовки специалистов по обучению вождению.
Испытать на себе работу этих симуляторов удалось заместителю министра образования и науки Вениамину Каганову и заместителю начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимиру Кузину. Первый прокатился на мотоцикле, а второй освоил Lada Priora.
Надо сказать, что провести симулятор без ошибок с первого раза практически невозможно. Тем более тому, кто сам регулярно ездит за рулем. Это скорее для тех детей, которые привыкли играть в виртуальные игры. Очень сильно не хватает именно ощущения машины. Например, поворачивая на мотоцикле, ты его так или иначе заваливаешь. А в данной ситуации просто крутишь руль.
При этом лишнее давление на газ не выпрямляет технику. Руль в легковушке вращается абсолютно свободно, нет тяжести, которая должна появляться в зависимости от скорости и крутизны поворота.
Нет ощущения от машины, и это мешает.
Эти тренажеры, скорее всего, подходят для того, чтобы выработать до автоматизма привычку включать поворотники перед маневром да смотреть в зеркала, потому что опасность может появиться неожиданно.
Но одна из самых важных функций симуляторов - это создание различных сложных спорных ситуаций. Отработав до автоматизма навыки выхода из аварийного положения, водитель сможет обезопасить себя и окружающих в реальных дорожных условиях. А моделировать подобные ситуации даже на учебной площадке весьма небезопасно.
Симуляторы позволяют смоделировать любые аварийные ситуации. И на этом можно отработать способы ухода от аварий, а то и предупреждения таких неприятностей.
Но самое главное, компьютер, в отличие от окружающих автомобилистов, не прощает ваших ошибок. Если вы создали аварийную ситуацию, то авария произойдет. И хорошо, что она произойдет только на мониторе. Зато в следующий раз вы будете внимательнее.
Этот центр - очередная ступень в области подготовки водителей. Напомним, что соответствующие требования заложены в Федеральной целевой программе по безопасности дорожного движения, рассчитанной до 2020 года. В соответствии с ней предполагается создать три таких центра на базе высших учебных заведений.
Первый частично открылся на базе Московского государственного машиностроительного университета. Второй и третий планируется создать на базах Тихоокеанского государственного университета в Хабаровске и Автомобильно-дорожной академии в Омске.
По словам Владимира Кузина, за прошлый год около 30 тысяч аварий совершено по вине водителей со стажем до трех лет. Это составляет 17 процентов от всех ДТП.
Сейчас в России насчитывается около 50 миллионов водительских удостоверений. Количество машин разных классов - около 45 миллионов. И все это не думает сокращаться, а только с каждым годом увеличивается. Даже в самые кризисные годы рост автотранспорта в стране не прекращался. И от количества желающих получить права не было отбоя и не будет. Ведь подрастают дети, которым тоже хочется сесть за руль, поводить машинку, порычать мотоциклом. Так что подготовка водителей всегда будет востребованной.
- Конечно, ГИБДД принимает экзамены на водительское удостоверение, - говорит Владимир Кузин. - Но натаскать на экзамен не так сложно, как научить будущего водителя управлять безопасно. А это уже непосредственная задача автошколы, для которой профессиональные кадры будут готовить именно такие центры.
Понятно, что задача подготовки кадров не должна ограничиваться только теорией и электронными симуляторами. Несмотря на то что инструктор, перед тем как начать готовить других, должен сам иметь стаж управления не менее трех лет, совершенствовать водительское мастерство никогда не лишне.
И площадка для подготовки водителей у этого центра появится в ближайшие пару лет. Правда, в Подмосковье. Сейчас выделено под ее строительство довольно большое количество земли.
Но тут возникает еще одна проблема. Кто заставит инструкторов и мастеров обучения, которые уже имеют колоссальный опыт работы, проходить обучение или повышать квалификацию в этих учебных центрах?
Для этого как минимум надо менять законодательство, в котором сейчас закреплены определенные требования к этому обучающему персоналу. Понятно, что когда эти центры заработают в полную силу, они не должны остаться без учеников. Но на решение этой проблемы пока еще есть время.
Было бы неплохо, чтобы те, кто принимает экзамены, также в обязательном порядке проходили обучение или повышали свою квалификацию с некоторой периодичностью в подобных центрах. Иногда некомпетентность экзаменатора ставит в тупик даже видавшего виды преподавателя. Когда такая работа будет налажена, когда профессионализм и тех, кто готовит, и тех, кто принимает экзамены, будет на одном высоком уровне, тогда, возможно, отпадет большинство спорных вопросов.