Объект 292
В середине 80-х годов прошлого века советские конструкторы обратили внимание на настоящий "бум" открытий в производстве новых зарубежных танков. "Абрамсы" и "Леопарды" имели свои изюминки. Наш еще новый Т-80У, конечно, был надежной машиной, но особых преимуществ над потенциальным противником не имел.
Тогда конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода и инженеры ВНИИ "Трансмаш" решили радикально изменить Т-80У, наградив его мощнейшим 152,4-миллиметровым орудием, новой башней и абсолютно новым боевым отделением. Осенью 1990 года был создан единственный образец танка, получившего наименование "Объект 292".
На первых же испытаниях новая машина поразила очевидцев мощностью нового 152,4-миллиметрового орудия. Его баллистические характеристики были значительно лучше обычной 125-миллиметровой пушки, которая устанавливалась в Т-80У. Многочисленные стрельбы и испытания образца показали очень высокую износостойкость орудия, а ведь до этого танковые орудия более 125 миллиметров негласно считались недолговечными, убыточными и ненужными. Другим очень полезным нововведением стало размещение боекомплекта в специальной кормовой нише башни. В будущем это бы позволило значительно сократить потери личного состава от детонации боекомплекта - настоящего бича советской танкостроительной школы. Также конструкторы планировали создание специальной бронекапсулы, которая идеально бы поместилась корпус Т-80У. Такая "броня в броне" как раз присутствует на новом Т-14.
Как и многие проекты начала 90-х годов ХХ века, он не был завершен из-за распада Советского Союза и сопутствовавшего ему безденежья.
"Черный орел"
"Черный орел", или "Объект 640", был разработан в середине 90-х годов прошлого века Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Как и в случае с "Объектом 292", был создан лишь один прототип. Но, в отличие от своего коллеги, новшеств он имел гораздо больше.
Например, "Черный орел" стал фактически первым российским танком, в конструкции которого была реализована необитаемая башня. На танк устанавливалась стандартная для российских танковых войск 125-миллиметровая пушка. Бронирование лобовой части корпуса танка было значительно усиленно по сравнению с Т-80У за счет применения многослойной брони. Сам корпус танка был поделен на три герметичных отсека. Центральный состоит из отделения управления и боевого отделения, по бокам от него находятся отсеки для топливных баков, покрытые противоосколочными плитами, что позволяло говорить о максимальном уровне защищенности экипажа.
Боекомплект хранился в автомате заряжания и для большей безопасности экипажа являлся съемным модулем. В результате при возникновении детонации снарядов срабатывала защита, которая "отстреливала" модуль из ниши башни.
Двигатель для этого чуда инженерной мысли был под стать самой машине - 1500 лошадиных сил было достаточно для того, чтобы танк, получивший имя в честь благородной птицы, замечательно себя чувствовал на земле.
Проект официально так и не был закрыт и оброс слухами , но, по словам лиц, занимающих высокие посты в Министерстве обороны России, наработки, которые создавались специально для "Черного орла", были использованы и в "Армате".
Объект 195 или Т-95
Очередной российский проект танка четвертого поколения и непосредственный конкурент "Арматы". Его разработкой около 20 лет занималось Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. Большинство информации об этом танке скрыто, но все же встречаются некоторые интересные факты.
Первое, что бросается в глаза - это "лафетная компоновка" орудия: пушка крепится в необитаемую башню малого размера, но высокой подвижности. Орудие должно было быть крупнокалиберным - "2А83" 152,4 миллиметра - с целым арсеналом необходимых снарядов. При этом боекомплект либо уже находится в механизме заряжания, как в случае с башней "Черного орала", либо вообще вынесен за пределы корпуса и башни. В таком случае к ее кормовой части крепится специальная "гондола", которая автоматически пополняет автомат заряжания. Высокая степень компьютеризации и автоматики по неподтвержденным данным позволила бы сократить численность экипажа до двух человек.
Стоит ли говорить, что и в этом проекте предусматривалась бронекапсула, в которой бы и находился экипаж. Вся информация о состоянии машины и ситуации на поле боя выводилась бы с датчиков на мониторы. Комплекс распознавания "свой-чужой", радиолокационная станция, система управления огнем через инфракрасные и тепловизионные каналы связи - все это только малая часть того, чем должен был оборудоваться новый танк.
Несмотря на всю схожесть проектов "Армата" и "Объект 195", выбор был сделан в пользу первого. И если вас приводят в дрожь характеристики Т-95, то представьте, насколько же хороша должна быть "Армата".