И рассказала об условиях, которым должны отвечать гостиницы с определенным набором "звезд". Все это должно повысить качество сервиса на российских курортах и сделать отдых более доступным по цене.
Ольга Сергеевна, минкультуры утвердило новый порядок классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. Чем он отличается от прежнего?
Ольга Ярилова: Вообще система классификации объектов туриндустрии в России действует с 2003 года и осуществляется на добровольной основе. За эти годы она неоднократно пересматривалась, совершенствовалась и уточнялась.
О каких нововведениях идет речь? Во-первых, при минкультуры создается совет по классификации, который будет координировать деятельность всех субъектов классификации, утверждать типовую форму свидетельства и знака о присвоении объекту соответствующей категории, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы.
Во-вторых, откорректированы требования для каждой "звездной" категории, введены специальные требования для апарт-отелей, гостиниц, расположенных в исторических поселениях и объектах культурного наследия, курортных гостиниц и малых отелей. Появилась новая категория - "без звезд", что дает возможность пройти классификацию даже хостелам.
По каким критериям будут выставлять "оценки"?
Ольга Ярилова: Все туристские объекты оцениваются по нескольким направлениям: общее состояние, уровень сервиса, техническое оснащение, предоставление дополнительных услуг, качество и уровень персонала. Классификацией гостиниц предусмотрены 6 категорий: от "пять звезд" до "без звезд".
У горнолыжных трасс другие категории: "зеленая" - для начинающих, "синяя" - низкого уровня сложности, "красная" - среднего уровня сложности, "черная" - высокого уровня сложности. Классификация пляжей осуществляется по категориям: I (высшая), II и III. Информация о соответствующей категории пляжа доводится до потребителей путем вывешивания флага. Цвета флагов: синий флаг - для пляжа I категории; зеленый флаг - для пляжа II категории; желтый флаг - для пляжа III категории.
Мы учитывали европейский опыт, а именно - общеевропейскую систему классификации отелей Hotel Stars Union. Стандарты этой системы признаны в 17 странах Европы, и это подтверждает эффективность системы.
Что вы возьмете на заметку для дальнейшего совершенствования вашей системы?
Ольга Ярилова: Например, понятие Superior - лучший в своей квалификационной группе. Это позволяет градировать отели внутри одной категории.
Скажем, один отель "3 звезды" только дотянулся до этой категории, а другой "трехзвездочник" по оснащению, спектру услуг и сервису ближе к "4 звездам". Так вот в европейской системе этот отель будет классифицирован как "3 звезды Superior".
И какие конкретно условия для проживания должны предоставляться в гостиницах уровня 3, 4 или 5 "звезд"? Какой необходим набор услуг?
Ольга Ярилова: Начиная с категории "3 звезды" и выше в каждом номере обязательно должны присутствовать туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т. д. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, имеют телевизор, кондиционер.
Полы в них, как правило, выложены плиткой. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей вам предложат только мыло. В некоторых отелях можно взять напрокат утюг. На территории гостиницы может располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях), ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Персонал одет в форменную одежду, имеющую разделение по службам. Комнаты от 10-12 кв. м.
Отели категории "4 звезды" включают то, что есть в трехзвездочных гостиницах, плюс мини-бар, кондиционер, телефон, сейф, фен, туалетные принадлежности (выдаются обычно в день заезда). Ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажение и чистка одежды (при этом минимальное время заказа - сутки). В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, бассейн и т. д. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв. метров.
В отелях категории "5 звезд" есть все, что предлагается в четырехзвездочных, но на более качественном уровне. В некоторых случаях имеются второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Номера не менее 16 квадратных метров.
В четырех и пятизвездочных отелях также предполагается наличие сьютов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее.
Есть ли в России рекомендуемые уровни цен, в зависимости от уровня отелей? Насколько может разниться стоимость проживания, услуг и уровень сервиса в зависимости от "звездности" гостиниц и можно ли их как-то контролировать?
Ольга Ярилова: Гостиницы - это бизнес, они работают в конъюнктуре рыночных условий. Стоимость услуг устанавливают сами отельеры, исходя из спроса формируется предложение.
Чем выше качество предоставляемых услуг, а соответственно, выше звездность, тем выше стоимость проживания.
Российское законодательство не предусматривает регулирование цен на гостиничные услуги. За исключением случаев, когда принимаются отдельные решения правительства по регулированию цен на гостиничные услуги в периоды проведения крупных международных мероприятий, таких как, например, Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу.
Справка "РГ"
По статистике в России сейчас свыше 100 горнолыжных комплексов, порядка 9 тысяч объектов размещения крупного и среднего бизнеса. Что же касается мини и микропредприятий, то такая оценка проводится Росстатом раз в пять лет. В 2010 году их было более 65 тысяч.
Официальной статистики по пляжам нет. Но протяженность самых популярных пляжей Азово-Черноморского побережья, Приморья, Балтики, Каспия составляет более 3 тысяч километров.
Огромное количество пляжей в России расположено вдоль рек и озер. Для оценки этих объектов в этом году минкультуры проводит большой мониторинг, первые итоги которого появятся этим летом.