12.05.2015 00:40
Авто

Эксперт: РФ будет конкурировать с японским и корейским автопромом

Автопром выживает вопреки трудностям
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №18 (997)
В отечественном автопроме курс на импортозамещение был взят, когда еще это слово не стало девизом нашей экономики.
Читать на сайте RG.RU

Так, подпрограмма "Автомобильная промышленность" госпрограммы развития российской промышленности, утвержденная правительством еще в конце 2012 года, кроме количественного роста выпуска транспортных средств предусматривает увеличение на рынке доли авто российской сборки к 2020 году. В легковом сегменте этот показатель должен подняться до 80%, в легком коммерческом - до 90, в грузовом - до 85, автобусном - аж до 99%. При этом предусмотрен рост экспорта ТС до 12,5% и снижение импорта в денежном выражении до 20%. На реализацию всех мер поддержки автопрома предусмотрены бюджетные ассигнования - по 78-79 млрд руб. на ближайшие три года. Впрочем, по мнению начальника управления Аналитического центра при правительстве РФ Александра Курдина, подпрограмма имеет определенные недостатки. В частности, почти 60% бюджетных расходов - это потоварные субсидии, связанные лишь с объемом производства, но не с какими-либо качественными показателями.

27 российских фирм вошли в список лучших компаний мира по версии Forbes

Однако наш автопром пытается двигаться вперед, руководствуясь не только требованиями правительства, но и рынка. И потому старается наращивать качество, расширять продуктовую линейку. Да, возможно, по качеству и комфорту российские автомобили в чем-то не дотягивают до зарубежных аналогов. Но сейчас у потребителя есть выбор, причем огромный. И если бы наши "тачки" были совсем никудышными, мы бы не наблюдали их в лидерах продаж во всех сегментах (кроме премиум-класса в легковом). Так, Lada в прошлом году возглавила рейтинг наиболее продаваемых легковушек, заняв 16% рынка и обогнав оказавшуюся на втором месте Kia практически в два раза. Среди коммерческих авто та же картина. По данным АА "Автостат", в Топ-5 продаж автобусов вошли три российских марки - PAZ (1-е место), LIAZ (2-е) и NEFAZ (5-е). В рейтинге грузовиков массой до 16 тонн первую и третью позиции заняли, соответственно, GAZ и KAMAZ. Нижнекамский грузовик также зарезервировал первую строчку в рейтинге машин тяжелее 16 тонн, а третью и пятую заняли локализованные в РФ Scania и Volvo. В коммерческом сегменте лидируют GAZ (1), UAZ (2) и Lada (5).

И каждому нашему автопроизводителю есть чем гордиться. Так, АвтоВАЗ в прошлом году выпустил 4х4 Urban, Kalina Cross и Largus Cross. На подходе Lada Vesta и Lada X-Ray. КамАЗ производит множество моделей грузовой техники, но в последнее время заявил о намерении захватить как минимум четверть рынка седельных тягачей (речь о КамАЗ-5490). Группа ГАЗ только что передала Мосгортрансу электробус, совершенствует семейство Газели Next и других моделей.

"Последние разработки АвтоВАЗ, такие как Lada Vesta, показывают, что российский автопром существует, и в своих сегментах отечественные автомобили способны на равных конкурировать не только с китайскими, но и с японскими и корейскими одноклассниками", - сообщил "РГБ" менеджер по развитию партнерской сети Русского АвтоМотоКлуба Николай Степанов.

И, наверное, уже десять раз перекрестились зарубежные бренды, открывшие производство в России: при определенной степени локализации их продукция уже практически считается "своей". Так, на заводе "Скания-Питер" производится сборка шасси всех типов коммерческой техники под брендом Scania и устанавливаются надстройки к ним (самосвалы, бетоносмесители, лесовозы). С 2010 года произведено более 5 тыс. машин. Другой автогигант, Iveco, сообщил "РГБ" директор по маркетингу "Ивеко Руссия" Дмитрий Швед, наладил в Миассе (Челябинская обл.) выпуск средней и тяжелой гаммы - автомобилей Stralis, Trakker и Eurocargo. А "СТ Нижегородец" осуществляет конверсию цельнометаллических фургонов Daily в микроавтобусы. "Сейчас наблюдается процесс размывания границ между локальными брендами и глобальными производителями. Первые заметно подтянулись по качеству, а вторые тем временем наращивают уровень локализации. Благодаря локальному производству коммерческий транспорт государственным и коммерческим организациям предлагается по выгодной цене", - подчеркнул Дмитрий Швед.

В то же время все не так уж и гладко. Из-за падения покупательской способности снижается спрос, а ни один автопроизводитель не хочет и не станет работать "на склад". "Заинтересованность в продвижении автопрома должна быть не только со стороны частных предпринимателей, но и со стороны государства. Программы утилизации и льготного автокредитования - это, конечно, достойные меры по поддержке российского авторынка, однако многие потребители все равно предпочитают импортные автомобили. Думаю, следует активнее инвестировать в инновации. Новые модели были бы востребованы не только в России, но и в странах бывшего СНГ", - считает директор департамента корпоративных продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Храмов. "Существующих наработок российского автопрома хватит еще максимум на 5 лет, после чего рынок будет требовать от российских брендов уже совершенно другого продукта, а значит, начинать его разработку нужно уже сейчас", - согласен Николай Степанов.

А вообще проблему импортозамещения в один день, конечно, не решить. "Чтобы запустить, например, новый агрегат, нужно организовать инвестиционный цикл, который занимает от полугода до двух лет, а средний срок окупаемости проектов в машиностроении составляет от 5 до 7 лет, - говорит директор по экономике и финансам Группы ГАЗ Михаил Белобров, - и все это время требуется огромное количество инвестиций. Но в нынешней ситуации, когда на рынке фактически отсутствуют свободные средства, и их стоимость становится по сути запретительной для отрасли, инвестиционные возможности автопрома крайне ограничены".

Легковые авто Российский автопром