11.05.2015 20:00
Авто

Собкоры "РГ" проследили за самыми оживленными трассами Подмосковья

Корреспонденты "Российской газеты" в праздники выехали на самые оживленные загородные трассы
Текст:  Сергей Михеев Тарас Фомченков Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №99 (6670)
Труднее всего сегодня утром было садиться за руль тем, кто вчера вернулся с дачи. Пробки. Для жителей больших городов это переселение за город на выходные и майские каникулы - великое испытание на выдержку и терпение. Пробки!
Читать на сайте RG.RU
Платная трасса "Дон" М4 в Московской области

Корреспонденты "РГ" несколько дней следили за двумя трассами в Московской области - М-4 "Дон", где есть платные участки, и за Ярославским шоссе, где их нет. После первых майских выходных в соцсетях стоял стон, что именно пункты оплаты на "Дону" создавали затор на дороге. И это правда. Но не вся.

Ситуация, действительно, в выходные дни бывает близка к критической. Обычное время для пробок из Москвы (как, впрочем, и любого мегаполиса) - это поздний вечер пятницы и первая половина дня субботы. Последний пик их был накануне Первомая.

Автомобилисты получат льготы на платных трассах

А если складываются вместе время и хорошая погода, то в пятницу в ожидании можно провести довольно много времени. Особенно в праздничные дни.

Но из Москвы ехать проще. Ведь в область на дачу и просто на природу едут в разное время, а возвращаются в одно - вторая половина дня в воскресенье. Или в понедельник, как вчера.

Достаточно долго мы смотрели, как работают пропускные пункты платного участка "Дона". Водитель фуры с дагестанскими номерами, с которым удалось поговорить после проезда касс, сказал, что "обычно здесь больше 5 минут не стоишь". Ездит он и в выходные, и в будни.

А вот его коллега все-таки обратил внимание на проблемы.

- Бывают пробки! И еще неувязки есть!

- Какие? - оживились мы. Ведь действительно, не может же все быть отлично в час пик на такой популярной магистрали!

В 2016 году на трассе "Дон" откроют еще один скоростной участок

- Вот от того моста собираются машины! - машет рукой наш собеседник на эстакаду метрах в двухстах от пропускного пункта.

- И сколько приходится стоять? - решаем уточнить.

- 15-20 минут! - ставит водитель точку в этом вопросе.

Но добавляет, что лично его коснулась проблема компьютеров, которые "перегружаются и в результате нельзя проехать по уже оплаченной специальной карточке".

Хотя вполне возможно, что этот случай - не такой частый. На наших глазах автомобили, водители которых имели карты для такого проезда, без проблем двигались мимо шлагбаума по двум специально выделенным для этого рядам.

Всего их для проезда - 18, делится со мной информацией человек из руководства пропускными пунктами. "Часть из них работает в реверсивном режиме и это позволяет нам регулировать потоки в случае возникновения заторов. В классическом понимании этого слова их здесь все-таки не бывает", - уверяет он. Но об этом потом.

Всего на трассе "Дон" шесть платных участков. И только один в Московской области, но он самый напряженный

Пока мы были на территории пропускного пункта, лишний раз убедились в том, что причиной заторов часто является не только большое количество машин, а именно человеческий фактор, психология.

Посудите сами! Во второй половине дня пятницы, когда по пассажирам видно, что они уже едут на дачу, обычно около одного окошка оплаты не скапливается больше 3-5 машин. Отчего может возникнуть затор? Причины всего три.

Во-первых, часто водители не готовят заранее мелочь. Для легковых проезд с 7 утра до полуночи стоит 30 рублей (ночью так вообще 10 рублей). Если каждый будет давать по крупной купюре, то кассир тратит время на набор сдачи. Вот вам и затор!

Во-вторых, срабатывает стадное чувство. Сам был свидетелем, когда водители едут не к свободному пункту оплаты, а становятся в хвост уже ждущих своей очереди машин. Почему так? Психология!

И, наконец, третья причина - невнимательность. Часто водители не обращают внимания на указательные знаки и заезжают с наличными деньгами на те полосы, которые предназначены для проезда обладателей бесконтактных карт.

В результате им приходится пятиться обратно задним ходом, тормозя поток. Или, бывает, легковушки встают в очередь за фурой и автобусом. Пока еще они проедут! А в это время за частником пристраивается еще несколько машин (смотри пункт "во-вторых"). Так на ровном месте образуется затор, которого в пятницу, 8 мая, нам, правда, обнаружить не удалось. Хотя мы и пробыли на пропускном пункте оплаты несколько часов.

Движение было плотное - трасса до касс это три полосы. А уже у пункта оплаты поток рассекался на 18 рядов. В тот день и М-4, и Ярославка (наша "контрольная" трасса) начали желтеть к 6 часам вечера. Постепенно стали проявляться и красные пятна.

Андрей Бочкарев: До конца года завершим работы на Щелковском шоссе

К 20.30 Ярославка от МКАД до Тарасовки алела ровным румянцем. "Дон" был более спокоен: от МКАД до Калинино - желтый, потом до Пахры - красный, затем желтый - до соединения с Каширкой, а далее - зеленый. В 22.30 - "Дон" был свободен, а на Ярославке оставался затор у Тарасовки, где идет стройка.

9 мая. 8.00. "Дон" свободен. На Ярославке от Королева до Тарасовки уже образовалась пробка. Потом до обеда 11 мая обе трассы отдыхали от наплыва авто. А к вечеру начались затруднения в движении.

В том числе и у пункта оплаты. И в этой ситуации уже только дисциплиной и внимательностью водителей дело не поправишь. Эксперты "РГ" говорят о необходимости активнее развивать бесконтактную оплату проезда. И ее сделать основной.

Многие банки уже начали выпускать дебетовые карты с такой системой. Появятся электронные паспорта - станет еще проще. Их можно будет привязать к лицевому счету, электронной подписи. И будет техническая возможность использовать паспорт как банковскую карту. При такой системе будет меньше времени уходить на оплату. Главное для пользователей, чтобы проценты за перевод денег при оплате проезда не брали.

Зауралье получит до 2022 года 24 миллиарда на дороги

А пока выделено несколько шлюзов для тех, кто платит через транспондеры, чтобы водители могли проехать быстрее. При проезде через шлюз транспондер связывается с учетной системой платного участка, которая автоматически списывает плату за проезд с лицевого счета.

Но потери скорости не избежать все равно. При проезде через полосу оплаты водитель должен снизить скорость до 30 км/ч (при необходимости, вплоть до остановки), и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжить движение.

В любом случае, это быстрее, чем оплата наличными, ведь здесь надо вообще остановиться (а не просто снизить скорость) напротив окна кассира-контролера. Система определяет категорию транспортного средства и сообщает водителю о стоимости проезда на информационном табло. Водитель оплачивает проезд, получает чек. Движение можно продолжать только после подъема шлагбаума.

Есть еще один вариант, он более доступен уже сегодня. Это бесконтактная смарт-карта. Здесь для проезда через шлюз нужно сделать лишь кратковременную остановку у считывающего устройства.

Так что выбор - за нами.

Справка "РГ"

Всего на федеральной трассе М-4 "Дон" шесть платных участков. И только один из них в Московской области, с 48 по 71 километр. Но он самый напряженный по трафику.

Дороги