11.05.2015 20:00
    Поделиться

    Собкоры "РГ" проследили за самыми оживленными трассами Подмосковья

    Труднее всего сегодня утром было садиться за руль тем, кто вчера вернулся с дачи. Пробки. Для жителей больших городов это переселение за город на выходные и майские каникулы - великое испытание на выдержку и терпение. Пробки!

    Корреспонденты "РГ" несколько дней следили за двумя трассами в Московской области - М-4 "Дон", где есть платные участки, и за Ярославским шоссе, где их нет. После первых майских выходных в соцсетях стоял стон, что именно пункты оплаты на "Дону" создавали затор на дороге. И это правда. Но не вся.

    Ситуация, действительно, в выходные дни бывает близка к критической. Обычное время для пробок из Москвы (как, впрочем, и любого мегаполиса) - это поздний вечер пятницы и первая половина дня субботы. Последний пик их был накануне Первомая.

    А если складываются вместе время и хорошая погода, то в пятницу в ожидании можно провести довольно много времени. Особенно в праздничные дни.

    Но из Москвы ехать проще. Ведь в область на дачу и просто на природу едут в разное время, а возвращаются в одно - вторая половина дня в воскресенье. Или в понедельник, как вчера.

    Достаточно долго мы смотрели, как работают пропускные пункты платного участка "Дона". Водитель фуры с дагестанскими номерами, с которым удалось поговорить после проезда касс, сказал, что "обычно здесь больше 5 минут не стоишь". Ездит он и в выходные, и в будни.

    А вот его коллега все-таки обратил внимание на проблемы.

    - Бывают пробки! И еще неувязки есть!

    - Какие? - оживились мы. Ведь действительно, не может же все быть отлично в час пик на такой популярной магистрали!

    - Вот от того моста собираются машины! - машет рукой наш собеседник на эстакаду метрах в двухстах от пропускного пункта.

    - И сколько приходится стоять? - решаем уточнить.

    - 15-20 минут! - ставит водитель точку в этом вопросе.

    Но добавляет, что лично его коснулась проблема компьютеров, которые "перегружаются и в результате нельзя проехать по уже оплаченной специальной карточке".

    Хотя вполне возможно, что этот случай - не такой частый. На наших глазах автомобили, водители которых имели карты для такого проезда, без проблем двигались мимо шлагбаума по двум специально выделенным для этого рядам.

    Всего их для проезда - 18, делится со мной информацией человек из руководства пропускными пунктами. "Часть из них работает в реверсивном режиме и это позволяет нам регулировать потоки в случае возникновения заторов. В классическом понимании этого слова их здесь все-таки не бывает", - уверяет он. Но об этом потом.

    Всего на трассе "Дон" шесть платных участков. И только один в Московской области, но он самый напряженный

    Пока мы были на территории пропускного пункта, лишний раз убедились в том, что причиной заторов часто является не только большое количество машин, а именно человеческий фактор, психология.

    Посудите сами! Во второй половине дня пятницы, когда по пассажирам видно, что они уже едут на дачу, обычно около одного окошка оплаты не скапливается больше 3-5 машин. Отчего может возникнуть затор? Причины всего три.

    Во-первых, часто водители не готовят заранее мелочь. Для легковых проезд с 7 утра до полуночи стоит 30 рублей (ночью так вообще 10 рублей). Если каждый будет давать по крупной купюре, то кассир тратит время на набор сдачи. Вот вам и затор!

    Во-вторых, срабатывает стадное чувство. Сам был свидетелем, когда водители едут не к свободному пункту оплаты, а становятся в хвост уже ждущих своей очереди машин. Почему так? Психология!

    И, наконец, третья причина - невнимательность. Часто водители не обращают внимания на указательные знаки и заезжают с наличными деньгами на те полосы, которые предназначены для проезда обладателей бесконтактных карт.

    В результате им приходится пятиться обратно задним ходом, тормозя поток. Или, бывает, легковушки встают в очередь за фурой и автобусом. Пока еще они проедут! А в это время за частником пристраивается еще несколько машин (смотри пункт "во-вторых"). Так на ровном месте образуется затор, которого в пятницу, 8 мая, нам, правда, обнаружить не удалось. Хотя мы и пробыли на пропускном пункте оплаты несколько часов.

    Движение было плотное - трасса до касс это три полосы. А уже у пункта оплаты поток рассекался на 18 рядов. В тот день и М-4, и Ярославка (наша "контрольная" трасса) начали желтеть к 6 часам вечера. Постепенно стали проявляться и красные пятна.

    К 20.30 Ярославка от МКАД до Тарасовки алела ровным румянцем. "Дон" был более спокоен: от МКАД до Калинино - желтый, потом до Пахры - красный, затем желтый - до соединения с Каширкой, а далее - зеленый. В 22.30 - "Дон" был свободен, а на Ярославке оставался затор у Тарасовки, где идет стройка.

    9 мая. 8.00. "Дон" свободен. На Ярославке от Королева до Тарасовки уже образовалась пробка. Потом до обеда 11 мая обе трассы отдыхали от наплыва авто. А к вечеру начались затруднения в движении.

    В том числе и у пункта оплаты. И в этой ситуации уже только дисциплиной и внимательностью водителей дело не поправишь. Эксперты "РГ" говорят о необходимости активнее развивать бесконтактную оплату проезда. И ее сделать основной.

    Многие банки уже начали выпускать дебетовые карты с такой системой. Появятся электронные паспорта - станет еще проще. Их можно будет привязать к лицевому счету, электронной подписи. И будет техническая возможность использовать паспорт как банковскую карту. При такой системе будет меньше времени уходить на оплату. Главное для пользователей, чтобы проценты за перевод денег при оплате проезда не брали.

    А пока выделено несколько шлюзов для тех, кто платит через транспондеры, чтобы водители могли проехать быстрее. При проезде через шлюз транспондер связывается с учетной системой платного участка, которая автоматически списывает плату за проезд с лицевого счета.

    Но потери скорости не избежать все равно. При проезде через полосу оплаты водитель должен снизить скорость до 30 км/ч (при необходимости, вплоть до остановки), и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжить движение.

    В любом случае, это быстрее, чем оплата наличными, ведь здесь надо вообще остановиться (а не просто снизить скорость) напротив окна кассира-контролера. Система определяет категорию транспортного средства и сообщает водителю о стоимости проезда на информационном табло. Водитель оплачивает проезд, получает чек. Движение можно продолжать только после подъема шлагбаума.

    Есть еще один вариант, он более доступен уже сегодня. Это бесконтактная смарт-карта. Здесь для проезда через шлюз нужно сделать лишь кратковременную остановку у считывающего устройства.

    Так что выбор - за нами.

    Справка "РГ"

    Всего на федеральной трассе М-4 "Дон" шесть платных участков. И только один из них в Московской области, с 48 по 71 километр. Но он самый напряженный по трафику.

    Поделиться