12.05.2015 17:27
Общество

В Калмыкии решили повернуть течение Волги

В Калмыкии хотят найти 200 миллиардов рублей, чтобы повернуть Волгу
Текст:  Руслан Мельников (Элиста)
Российская газета - Экономика Юга России: №0 (6670)
В Калмыкии разработана концепция локального обводнения республики, которое должно остановить наступление пустыни на степь. Но как считает один из инициаторов проекта - глава республиканского министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай Очиров, это лишь начальный этап решения более глобальной задачи.
Читать на сайте RG.RU

- Еще в XIX веке великий ученый и философ Владимир Соловьев писал о том, какие испытания ждут Россию в XX - XXI веках. По его мнению, одним из главных "врагов с востока" станут пески Средней Азии, которые, пересекая Каспийское море, со временем дойдут до Европы. И предсказания Соловьева сбываются уже сейчас, - уверен Николай Очиров.

Этот враг действительно настолько грозен?

Николай Очиров: Пустыни уже продвинулись на 100 - 120 километров к западу от дельты Волги и Каспия. Причем количество наступающего песка таково, что если раньше проселочная дорога шла в степи среди травы, то сейчас она идет среди барханов. И нужно понимать, какие это барханы.

Как погибают "легкие" Нижней Волги

Вот пример из милицейской сводки середины 90-х. Преступники ограбили фуры, ехавшие ночью через Калмыкию в Дагестан. Они попросту запрыгнули на грузовики с барханов и разрезали тент. То есть уже тогда высота барханов достигала четырех метров. А ведь с каждым годом ситуация становится все хуже. Мне приходится наблюдать за этим процессом собственными глазами. С тех пор как я ребенком приехал в Калмыкию из Сибири в 1957 году, многое изменилось. Я помню зеленые степи, которые теперь погребены под слоем песка. И все это произошло за последние 50 - 60 лет. Пустыня неумолимо наступает. В среднем скорость движения песков составляет два километра в год. Если ничего не предпринимать, то через 150 лет пустыня продвинется еще на 300 километров. Россия потеряет не только Калмыкию, но и плодородные земли Ростовской области, и значительную часть Краснодарского края. Страна лишится своей житницы, и чем мы будем питаться через полтора века, непонятно. Значит, решать эту проблему нужно уже сейчас.

Но как гарантированно остановить пустыню?

Николай Очиров: Нужен мощный растительный пояс в несколько полос, от правобережья Волги и вдоль Каспия. А для этого необходимо пустить в засушливые районы Калмыкии воду.

И откуда ее взять?

Николай Очиров: Из разных источников. Мы разработали концепцию локального обводнения Калмыкии. Под Элистой строится водохранилище. Также будет использована чограйская вода.

Маловодье на Нижней Волге нанесло ущерб нескольким отраслям экономики

Часть воды поступит из волгоградского водохранилища, часть - из подземных источников. Кстати, этой проблемой ученые занимаются уже давно. При разработке нашей концепции мы использовали архивы императорских комиссий по обводнению калмыцкой степи, довоенные материалы комиссии Микояна, послевоенные экономико-хозяйственные проекты хрущевского и брежневского периода, предложения из концепции развития республики академика Аганбегяна, материалы Роскосмоса, госцентра "Природа" и институтов РАН.

И все-таки каким образом планируется доставлять воду в засушливые районы Калмыкии?

Николай Очиров: Необходимо создать систему трубопроводов. А в тех районах, куда нельзя проложить трубопровод, придется бурить скважины и ставить опреснители, ведь в Калмыкии зачастую даже подземные воды содержат слишком много соли.

Во сколько обойдется обводнение, пусть даже локальное, такой огромной территории?

Николай Очиров: Не менее 25 миллиардов рублей за пятилетку. Это очень серьезные капиталовложения для Калмыкии. Для сравнения: бюджет республики составляет семь миллиардов в год. Однако локальное обводнение республики с помощью трубопроводов и системы подземных источников - это лишь первый этап. Он решает проблему на местном уровне. Но есть еще более масштабный общегосударственный проект.

О чем именно идет речь?

Николай Очиров: О пуске Волги по ее старому руслу. Несколько миллионов лет назад эта река текла по территории Калмыкии, но потом Волга изменила свое направление. Из-за ускорения вращения Земли это естественный процесс для рек, текущих с севера на юг. В свое время Волга тоже повернула и пошла по долине.

Минприроды: Экстремального половодья в этом году в РФ не предвидится

Как вы думаете, почему она течет так спокойно и широко? Да потому что река движется по ровному участку, а ее новое русло еще не сформировалось до конца. Если посмотреть на карту Калмыкии в режиме спутника или изучить аэроснимки, то можно увидеть старое русло Волги. Оно обозначено целой цепью озер: озеро Сарпа у излучины Волги, озера Цаца и Барманцак, затем озеро Ханата в Малодербетовском районе, Сарпинские озера в Кетченеровском районе, озера Деед Хулен, Цаган Усн и Бузга в Яшкульском районе, и наконец, через группу Состинских озер в Черноземельском районе старое русло Волги уходит к Каспию. Есть также ответвления русла через озера Яшкульского и Целинного районов с общим понижением рельефа к Каспию. Эти озера остались, когда ушла речная вода. Теперь они заполняются талой и дождевой водой. Но из-за того, что калмыцкие степи находятся на дне древнего Хвалынского моря, грунт сильно просолился, и вода в озерах тоже соленая. А вот если принудительно подать волжскую воду через озеро Сарпа до Состинских озер и далее в Каспий, то можно промыть засоленные озера и использовать проточную воду для нужд республики. Ведь даже в засушливый период в низовья Волги и в Каспий уходит около 30 000 кубометров пресной воды в секунду, а Калмыкии потребуется не более 60 кубометров в секунду, то есть меньше 0,2 процента от этого объема. Сюда входит все: вода для населения и предприятий, для орошения и мелиорации. При этом расходы на электроэнергию для подъема воды в озеро Сарпа составят 15 - 20 копеек на кубометр в зависимости от уровня Волги.

Но сколько в целом потребуется средств для подготовки старого русла реки и пуска по нему волжской воды?

Николай Очиров: Около 200 миллиардов. Ведь нужно не просто пустить воду, но и создать необходимую инфраструктуру: построить мосты и переезды через речное руло. Конечно, это огромная сумма, зато старое волжское русло позволит не только обводнить Калмыкию, но и решить более серьезную проблему - сгладить неблагоприятные климатические последствия глобального потепления.

Какие последствия вы имеете в виду?

Николай Очиров: Уже начала таять Арктика, освободилась от льда Гренландия. А значит, вода температурой ноль градусов попадает в Атлантический океан, и Гольфстрим с каждым годом охлаждается на 1 - 1,5 градуса. Лет через 20 - 30 Англию и Норвегию ждут лютые морозы. Но и России тоже достанется. Холодные воздушные потоки с севера направятся к нам и где-то на широте Воронежа и Тамбова столкнутся с горячими среднеазиатским и ближневосточным воздушными массами. В результате над европейской частью России разразятся ливни длительностью 2 - 2,5 месяца. У нас будет лить как в Индокитае в период муссонов. Помните, какое наводнение началось на Амуре после недельных дождей? А теперь представьте, что произойдет после месяца-двух ливней в европейской части России. Волжский бассейн со всеми притоками быстро переполнится. По линии водохранилищ можно будет сбрасывать максимум 8 - 10 тысяч кубометров в секунду, иначе затопит Астрахань и Волгоград. По Донскому бассейну тоже много воды не сбросить. Нужна какая-то ниша, куда можно направлять по 200 - 300 тысяч кубометров в секунду, иначе через неделю-другую из берегов выйдут все притоки Волги, Дона, возможно, также Днепр и Днестр, и будут затоплены густонаселенные территории.

Вы предлагаете сбрасывать излишек воды по старому руслу Волги?

Николай Очиров: Да. Оно способно проглотить огромный объем. А главное, там нет густонаселенных районов. Именно поэтому Калмыкия лучше всего подходит для сброса воды. Нужно вывести к старому руслу Волги отводы с Волгоградского, Куйбышеского, Рыбинского, Воронежского водохранилищ, и пущенная туда вода уже никуда не денется. Не будет даже заболачивания, ведь в старом волжском русле остался затвердевший древний ил. Когда пойдут ливни, нужно только открыть шлюзы, и излишек воды уйдет через Калмыкию в Каспий.

Комментарий

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН:

- Ситуация с водностью Волги сложилась очень тяжелая. И особенно серьезна она для Нижнего Поволжья и Волго-Ахтубинской поймы. Сейчас разрабатывается концепция рационального использования водных ресурсов Нижней Волги, в ближайшее время она будет представлена правительству России. Документ предусматривает реорганизацию всей системы водопользования в трех регионах России: Астраханской, Волгоградской областях и Республике Калмыкия. Ученые нашего института совместно с коллегами из Государственного океанографического института имени Зубова провели гидрографические исследования в Волго-Ахтубинской пойме, проанализировали положение в низовьях реки и предложили различные варианты решения проблемы, оценив их с точки зрения распределения воды и технического решения. Некоторые проекты отвергли категорически, как, например, строительство обводнительных каналов в направлении Калмыкии - вариант слишком нереальный и с точки зрения распределения воды (сейчас на Волге маловодный период, воды не хватает даже пойме), и с точки зрения финансовых затрат.

Экология Природа Калмыкия Юг России