В Сибири Вадим оказался волею распределительной комиссии Киевского института инженеров гражданской авиации. Важная деталь: после лекций студент "летал" по улицам древнего города в качестве экскурсовода. Провинциальная Тюмень Киеву, казалось, и в подметки не годится. Однако молодому человеку полюбились тихие кварталы бывшего купеческого городка. Покорили роскошные наличники, орнаменты на воротах, фронтонах. Правда, ветхость уже разрушала их. Порой Вадим возвращался домой с полусгнившими "деревяшками" - фрагментами объемной резьбы - и огорченно думал: "Неужто все пропадет?"
"Нормальные люди" в отпуск к морям устремлялись, а Шитов - в лучшие отечественные реставрационные мастерские. Старший брат, скульптор, заслуженный художник, предложил младшему "лепить" из дерева, подарил резцы. Вадим ко всему прочему заинтересовался культурой северного края. В начале 80-х бортинженер получил университетский диплом историка, но с небом не расставался. Окончательно "приземлился", когда закончил отделку усадьбы купца Колокольникова. Реставрации спроектированного в Санкт-Петербурге здания - в Тобольской губернии одного из самых богатых и разнообразных по оформлению - Вадим Шитов отдал 15 лет. Многие утерянные ажурные детали вернул современникам благодаря фото и уцелевшим чертежам.
Точное художественное воспроизведение, от бережного копирования стиля автора до консервационной обработки готовой композиции, - труд чрезвычайно кропотливый. Мастер приводит в пример особняк на улице Тургенева: 38 наличников, каждый требовал около месяца работы. Одному человеку четыре года корпеть. Шитов подыскал даровитых земляков, обучил их ремеслу, создал мастерскую.
За плечами Вадима Макаровича и его напарников - около 30 памятников деревянного зодчества. 12 домов включены в упомянутый выше маршрут. Шитов рассказывает, как не раз приходилось спасать "сибирское барокко" буквально из пламени. Арендатор старого особняка заказал новые наличники, а оригинальные бросил в костер: "Кому нужна рухлядь-то?" Их, уже обгоревшие, мастер успел выхватить из огня. Другой особняк, ждавший реставрации, в одночасье также лишился наличников. Два из них отец и сын Шитовы сыскали у жительницы соседнего строения: "Печку нечем топить!" Обменяли на дрова.
С прошлого года заказов нет - все кивают на кризис. Святослав обучает детей, Вадим - взрослых.
Занятия проходят в его уже шестой по счету мастерской - ладной двухэтажке, принадлежавшей в позапрошлом веке мещанке из Екатеринбурга Рубцовой. В подмастерья записываются дизайнеры, юристы, студенты, ученые, даже чиновники. Приходят и семейные пары. Позволит ли муниципалитет остаться в этом доме заслуженному работнику культуры РФ, просящему о передаче помещений под центр возрождения сибирских ремесел, пока неизвестно.