Снаряды нового поколения должны отличаться особой мощностью взрыва. Они будут эффективны против всех видов бронетехники, имеющейся на вооружении стран НАТО. Ими гарантированно должны уничтожаются любые долговременные оборонительные сооружения. При этом новые снаряды должны быть гораздо безопаснее в обращении, чем те, что входят в боекомплекты нынешних танков.
Заказывая бронетехнику ХХI века, военные потребовали от промышленности создать гораздо более мощные снаряды, чем те, что применяются сегодня и были разработаны 30-40 лет назад. Ознакомившись с тактико-техническим заданием, представители боеприпасной отрасли заявили в совершенно категоричной форме: это сделать невозможно. И их можно было понять.
Минувшие четверть века боеприпасники занимались одним - выживали как могли. Ни о каком развитии отрасли речи не шло. В упадок пришло не только промышленное производство порохов и взрывчатых веществ, но и их конструкторская разработка. На Западе именно в 1990-е годы началось переоснащение арсеналов боеприпасами для ствольной артиллерии, которые были начинены и порохами, и взрывчаткой нового поколения.
Снаряды не детонировали при пробитии их осколками и пулями, а порох было почти невозможно поджечь без использования специальных капсюлей. К тому же новая западная взрывчатка по своему могуществу значительно превосходила ту, которая традиционно использовалась еще со времен Второй мировой войны. Не случайно сейчас за рубежом активно внедряется даже на корабли артиллерия калибров 40 мм и 57 мм, хотя ранее на море господствовали только крупные калибры.
Конечно, российские специалисты-боеприпасники по своему интеллекту не слабее зарубежных коллег. И они способны спроектировать боеприпасы не хуже, а даже лучше, чем в странах НАТО. Но дальше возникнет проблема с их промышленным производством. А ждать, пока пройдет полное техническое переоснащение предприятий оборонки, военные не могли.
Вот тогда-то на выручку и пришли ядерные бомбоделы. КБ и предприятия "Росатома" никогда в упадок не приходили. Творческий потенциал их сотрудников и технологический уровень производства всегда были на высоте.
Давно не секрет, что для инициации подрыва ядерной боеголовки используются, в том числе, обычные взрывчатые вещества. Однако обычные они лишь в том, что их взрыв - это химическая, а не ядерная реакция. А по своим свойствам они все-таки значительно отличаются от той взрывчатки, которой, к примеру, начиняются пушечные снаряды. У них совершенно другая энергетика.
Один в один переносить технологии, используемые в запалах ядерных боеприпасов, в боеприпасы для танковых орудий, конечно, нереально. Прежде всего по цене, иначе один снаряд может стоить дороже, чем танк. Но опираться на имеющийся технический потенциал вполне реально, что специалисты "Росатома" и делали при создании снарядов для танка "Армата".
Все, что касается новых боеприпасов, засекречено еще больше, чем конструкция и ТТХ новой бронетехники. Можно лишь предположить, что могущество обычного фугасного снаряда и бронебойно-подкалиберного станет не хуже западных аналогов. А это значит, что "прожигать" броню кумулятивной струей, которая, как известно, сегодня эффективно разрушается средствами динамической защиты, необходимости не будет. Главное - попасть снарядом в цель. А дальше - сильнейшим взрывом будет снесена вся активно-пассивная защита, все наружные оптико-электронные системы наблюдения, и, скорее всего, элементы ходовой части танка.
При создании пушки "Арматы" рассматривались два калибра: 125 мм и 152 мм. Возможно, новая взрывчатка пока эффективна в большем калибре. Конечно, боекомплект для пушки калибра 152 мм будет значительно меньше, чем для 125 мм. Но если учесть, что новые боеприпасы обеспечат гарантированное поражение любой цели одним выстрелом, то много снарядов и не потребуется.