Единственная, умница-красавица, иняз с красным дипломом, и вдруг такое! В семье нашей алкоголиков отродясь не было, а теперь я, учительница, человек в городе известный, хожу и на старости лет боюсь, что все узнают про мою беду! Пишу "моя беда", потому что Ира не осознает, что это уже ненормально. Что перешла черту, когда были просто дни рождения, девичники, посиделки на работе, после которых она возвращалась навеселе.
Только не подумайте, Ира не гулящая! Наоборот, всегда была скромной! Все ждала, начитавшись книг, что за ней начнут ухаживать, ее начнут добиваться - это мы с матерью, две училки, виноваты, так нашу девочку, дуры, воспитали! А жизнь сейчас такая, что если не выскочила замуж в институте или первые два-три года после, так и останешься старой девой. Как вариант, от женской тоски в любовницы к женатому - ждать, авось разведется (есть у Ирки и такие подружки!).
Но Ира моя гордая - и вдруг такая беда! Сейчас уже и вечера не проходит, чтобы Ира не выпила - одна! А со мной даже говорить не хочет: отключает телефон, шторы на окнах наглухо занавешивает - вроде дома ее нет, дверь на мои звонки не открывает, а сама, я знаю, пьет. "Красиво пью", - она так и написала в социальной Сети (мне ее подруга показывала!). И фотографии дорогих напитков! А что от дорогих так же спиваются, как от дешевки, и не думает. А я спать ночами не могу, нет мучения страшнее, чем до такого дожить!"
Тамара Ивановна
Тамара Ивановна, святитель Филарет Дроздов говорил, что с советом можно идти к человеку только тогда, когда сердце его для тебя открыто. Но если сердце близкого для тебя на замке и он не желает с тобой даже разговаривать, достучаться до него можно только молитвой. Святитель Филарет еще в середине XIX в. не уставал предупреждать о смертельной опасности, таящейся для нации в пьянстве. Он почитал пьянство злом пострашнее, чем повальный мор от чумы и холеры. О том, в чем видел святитель спасение, мы еще обязательно поговорим. А пока про то, кому молиться от недуга пьянства и как.
"Шел однажды домой отставной служивый, бомбардир, человек убогий, по имени Мартын Кораблев, - начинает свой рассказ о чуде исцеления по молитве к иконе "Неупиваемая чаша" Иван Сергеевич Шмелев. Боюсь, Тамара Ивановна, что в школах этот шедевр русской словесности, написанный в ноябре 1918 г., не изучают. А жаль, он так правдиво, честно, без литературной фальши описывает русскую жизнь конца XIX - начала XX веков, что сразу лишает читателя иллюзий, будто когда-то реальность была пасторалью и не требовала от нас ума, твердости, силы и мужества. Нет, все было и тогда - грязь, грех, скотство. Но с другой стороны, небольшая повесть, которая так и называется - "Неупиваемая чаша", пронизана таким светом и радостью, что, читая ее, сам светлеешь и очищаешься. Такова сила слова писателя, такова его сила веры. Веры в Божью Любовь. В то, что в мире Божьем эта Любовь и спасает, и милует. Что без нее не прожить.
Возвращался домой отставной бомбардир Мартын, повествует Шмелев. Тащился на костылях после Севастопольской кампании: пухли и отнимались у него ноги. Шмелев нигде не акцентирует нашего внимания на том, что служивый пил: удивительна деликатность Ивана Сергеевича по отношению к своим даже очень пропащим героям. Нет обличения, нет той недоброй тщательности в фиксировании порока, которая на самом деле маскирует отсутствие любви. У Шмелева только горячая христианская нежность к человеку, понимание его и принятие - даже самого отпетого негодяя. А еще невероятный для сегодняшнего времени душевный такт в описании человеческих падений - признак истинно верующего человека. Святые учат: если желаешь исправления грешника, не морализируй, не тыкай ему в лицо его ошибки. Обойми его любовью, как бы это трудно ни было. А еще не концентрируйся на пороке, не вглядывайся в него. Не перебирай сладострастно: что, с кем, когда. Делу исцеления это не поможет, да и взаимопонимания не прибавит. У Шмелева никакого копания в изнанке действительности, никаких картин "смрада жизни", которые так любят живописать современные литераторы. Никаких язв, пороков, мерзостей - чуткий читатель и так должен понять, каково возвращаться после позорной Севастопольской кампании долгой дорогой домой. Что такое опухшие, как бревна, пожелтевшие и уже гниющие ноги. Какой легкий выход: заглушать физическую и душевную боль подаянием - водкой. И какую пустоту рождает такое лечение. Как легко в этой пустоте забыть, зачем ты призван на свет Божий! Забыть настолько, что крикнуть о помощи уже не только не хватит сил, но сама мысль о том, что кто-то может тебе помочь, уже и не приходит в одурманенную голову.
Шмелев тактичен по отношению к своему герою - убогому Мартыну Кораблеву (убогий - это ведь значит "У Бога", при Боге!). Но другой летописец этой удивительной истории, имевшей место быть в 1878 г., в Серпухове, во Владычном монастыре, священник Иаков Бриллиантов в 1912-м написал жестче: да пил наш герой. Пил страшно и горько. Пил и не мог залить пустоту. Алкоголизм, да и наркомания, - следствия болезни не менее страшной, хотя и никого в наше время не пугающей - потери живой связи человека со своим Создателем. Отсюда отчаяние, пустота, неприятие реальной жизни, побег от нее, потеря радости. Как только живительная связь восстанавливается, человек уже на пути к выздоровлению.
Тамара Ивановна, я не посмею пересказывать ни текст гения - великого писателя Ивана Шмелева, ни текст священника Иакова Бриллиантова, мученически погибшего в декабре 1937 г. в Бутово. При небольших отличиях, чисто художественных, они точно и достоверно рассказывают о первом случае исцеления по молитве к иконе "Неупиваемая чаша". Историю самой иконы, почти детективную, тоже пока оставлю за кадром.
Главное, что сейчас список с чудотворной иконы можно найти в каждом храме, молитву мы публикуем в газете. Ну а про то, как именно надо молиться, точнее всего сказал Фома Аквинский: "Молиться надо так, будто все зависит от Бога, а действовать так, как будто все зависит от нас".
Продолжение следует
О, Премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей и матерей, и исцели тяжким недугом пиянства одержимых и того ради от матери своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших. О Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози проити непреткновенно воздушная мытарства молитвами Твоими, избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки. Аминь.