14.05.2015 21:16
Экономика

Общая стоимость первой плавучей АЭС превысит 37 млрд рублей

На привязку плавучей АЭС к Чукотке выделят из бюджета еще 5 миллиардов рублей
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (6674)
Первой в мире плавучей атомной станции под названием "Академик Ломоносов", которую все еще строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, - решено протянуть руку помощи с Чукотки. На сооружение объектов береговой и гидротехнической инфраструктуры в месте будущего базирования первой ПАТЭС, а это, предположительно, порт Певек на полуострове Чукотка, правительством России запланировано выделить из госбюджета 5 миллиардов рублей. Проект соответствующего постановления кабмина размещен на едином портале раскрытия информации.
Читать на сайте RG.RU
Владимир Путин оценил решение Венгрии по АЭС "Пакш"

Как следует из документа, такое решение объясняется необходимостью обеспечить финансово своевременный ввод в эксплуатацию нового источника электрогенерации на отдаленном полуострове - взамен выбывающих к 2019 году мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. То есть уже сейчас, не дожидаясь окончания работ на самом энергоблоке и последующей его транспортировки Северным морским путем в Певек, необходимо профинансировать и развернуть работы по созданию береговой инфраструктуры, принимающих сетей и всего, что будет необходимо для охраны и физической защиты ядерного объекта с моря и суши.

Сумма в 5 миллиардов разбита на пять лет: в 2015-м планируется выделить из бюджета только 50 миллионов рублей, в 2016-м - один миллиард, в 2017-м - 1,53, в 2018-м - 1,63 миллиарда, в 2019-м - 790 миллионов. Бюджетные ассигнования будут предоставлены корпорации "Росатом" в виде имущественного взноса РФ на сооружение объектов инфраструктуры ПАТЭС. Таким образом, ее общая стоимость с учетом этих ассигнований составит 37,3 миллиарда рублей.

Напомним, что в день торжественной закладки ПАТЭС "Академик Ломоносов" (произошло это в стапельном цехе "Севмаша" 15 апреля 2006 года) полную стоимость со всей инфраструктурой оценивали в 9,1 миллиарда рублей. При этом имелось в виду, что концерн "Росэнергоатом" как заказчик и основной инвестор вложит в проект собственные средства из резерва развития, а действующий образец ПАТЭС предъявят потенциальным заказчикам - своим и зарубежным - на акватории "Севмаша" в 2010 году, в случае каких-то непредвиденных обстоятельств - в 2011-м.

График строительства новых атомоходов для Арктики скорректируют

Прошло уже два изначально отведенных срока, а перспектива проекта все еще в тумане. "Севмаш", как только был преобразован из ФГУПа в акционерное общество, от достройки (с последующим размещением у себя на акватории плавучей АЭС с непомерно дорогой электроэнергией) под благовидным предлогом отказался. Уже построенный частично энергоблок и заделы к нему передали на Балтийский завод, а ведущая оборонная верфь в Северодвинске сохранила право выбирать, у кого, когда и по какой цене приобретать для своих нужд электроэнергию.

Назвать такой поворот обстоятельством чрезвычайным, а тем более объяснить этим двукратное увеличение сроков строительства и - главное - четырехкратный рост стоимости вряд ли возможно. Выходит, самым дальновидным был в свое время Герман Греф. Еще будучи министром экономического развития и торговли, он открыто, на заседании правительства, выразил сомнение в окупаемости затрат на сооружение плавучих АЭС.

Тем временем

Бюджетные средства на строительство головного и двух серийных атомных ледоколов нового поколения на том же Балтийском заводе урезаются в 2015-2016 годах на 10,9 миллиарда рублей и переносятся на 2017-2018 годы.

Энергетика