Как следует из документа, такое решение объясняется необходимостью обеспечить финансово своевременный ввод в эксплуатацию нового источника электрогенерации на отдаленном полуострове - взамен выбывающих к 2019 году мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. То есть уже сейчас, не дожидаясь окончания работ на самом энергоблоке и последующей его транспортировки Северным морским путем в Певек, необходимо профинансировать и развернуть работы по созданию береговой инфраструктуры, принимающих сетей и всего, что будет необходимо для охраны и физической защиты ядерного объекта с моря и суши.
Сумма в 5 миллиардов разбита на пять лет: в 2015-м планируется выделить из бюджета только 50 миллионов рублей, в 2016-м - один миллиард, в 2017-м - 1,53, в 2018-м - 1,63 миллиарда, в 2019-м - 790 миллионов. Бюджетные ассигнования будут предоставлены корпорации "Росатом" в виде имущественного взноса РФ на сооружение объектов инфраструктуры ПАТЭС. Таким образом, ее общая стоимость с учетом этих ассигнований составит 37,3 миллиарда рублей.
Напомним, что в день торжественной закладки ПАТЭС "Академик Ломоносов" (произошло это в стапельном цехе "Севмаша" 15 апреля 2006 года) полную стоимость со всей инфраструктурой оценивали в 9,1 миллиарда рублей. При этом имелось в виду, что концерн "Росэнергоатом" как заказчик и основной инвестор вложит в проект собственные средства из резерва развития, а действующий образец ПАТЭС предъявят потенциальным заказчикам - своим и зарубежным - на акватории "Севмаша" в 2010 году, в случае каких-то непредвиденных обстоятельств - в 2011-м.
Прошло уже два изначально отведенных срока, а перспектива проекта все еще в тумане. "Севмаш", как только был преобразован из ФГУПа в акционерное общество, от достройки (с последующим размещением у себя на акватории плавучей АЭС с непомерно дорогой электроэнергией) под благовидным предлогом отказался. Уже построенный частично энергоблок и заделы к нему передали на Балтийский завод, а ведущая оборонная верфь в Северодвинске сохранила право выбирать, у кого, когда и по какой цене приобретать для своих нужд электроэнергию.
Назвать такой поворот обстоятельством чрезвычайным, а тем более объяснить этим двукратное увеличение сроков строительства и - главное - четырехкратный рост стоимости вряд ли возможно. Выходит, самым дальновидным был в свое время Герман Греф. Еще будучи министром экономического развития и торговли, он открыто, на заседании правительства, выразил сомнение в окупаемости затрат на сооружение плавучих АЭС.
Тем временем
Бюджетные средства на строительство головного и двух серийных атомных ледоколов нового поколения на том же Балтийском заводе урезаются в 2015-2016 годах на 10,9 миллиарда рублей и переносятся на 2017-2018 годы.