"Рейтинги сумасшедшие. Мы с "Машей" побили все рекорды. 800 тысяч зрителей одновременно! Ни один мультик так не смотрят", - сообщает директор итальянского телеканала для детей Rai YoYo Массимо Лиофреди. Планируется, что "Маша" скоро выйдет на DVD, появились раскраски и детские книги о "Маше и Медведе" на итальянском. Итальянские родители отмечают, что мультик добрый и поучительный, чем сильно отличается от современных мультфильмов. Однако российские родители с этим не согласны: "Мультик ни фига не добрый. Маша в итоге капризная, упрямая сволочь", - не церемонятся молодые люди на одном из родительских форумов. "Моя мама работает няней... По ее рассказам, после этого мультфильма дети начинают себя вести как эта Маша, и их ну очень трудно успокоить... То, что мульт красочный, не значит ровным счетом ничего, это просто эдакий наркотик для детей, сделанный так, чтобы им нравиться". Российские мамы и папы знают, о чем говорят. По данным ВЦИОМ, более половины взрослых россиян обожают смотреть мультфильмы. Свою любовь к этому жанру наши соотечественники (56 процентов) объясняют тем, что мультфильмы честные, учат добру, помогают отвлечься от реальности, напоминают о детстве и повышают настроение.
"РГ" попыталась выяснить, соблюдают ли озвученные нашими согражданами каноны детской анимации наши современные мультипликаторы.
- Некоторые из наших современных мультфильмов в определенной мере развивают, - считает заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич. - Например, "Смешарики" содержат информацию о космосе, Олимпийских играх и др. В чувстве юмора авторам этих фильмов тоже не откажешь. Но, в отличие от мультфильмов советского времени, почти каждый из которых содержал какую-нибудь мораль и был ориентирован на воспитание, нынешние мультфильмы только развлекают, но не воспитывают, что выражает общую траекторию развития нашего общества: от познания и воспитания - к развлечению. Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причем младшие, например Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чем тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягченном виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из "Маши и медведя" лицо ребенка, от которого можно ожидать чего угодно.
Вячеслав Назарук, художник-постановщик мультфильмов "Крошка Енот", "Мама для мамонтенка" и серий про кота Леопольда объяснил корреспонденту "РГ", чем проделки Волка из "Ну, погоди!" отличаются от шалостей современной девочки Маши ("Маша и медведь").
Каким, по-вашему, должен быть детский мультфильм?
Вячеслав Назарук: Добрым, познавательным, воспитательным. У человека должно быть будущее. Ребенок должен верить, что завтра будет лучше, чем сегодня. Как сказал мудрый Никита Михалков: "Сегодня - дети, завтра - страна".
Многие папы и мамы не видят ничего ужасного в современных детских мультиках, они им нравятся, психологи же советуют ограничить просмотр.
Вячеслав Назарук: Они правы, многие мультфильмы сегодня психологически развращают. В мире ребенка есть много запрещенного: "Петька, не ходи туда, Петька, не бери то" . Не разрешать проще, чем уделить внимание. И вот тут появляется замечательный мультик "Ну, погоди!", где ребенку можно сделать то, что не разрешают мама и папа, например разбить статую в музее. Это называется психологическая реабилитация. Мы смеемся, болеем за зайчика, которого так точно и тонко озвучила Кларочка Румянцева. А Маша - хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает. Есть такой старый фильм "Вендетта по-корсикански". Там простой сюжет: три старушки объявляют войну мафии, они очень активно разделываются с мафиози. И знаете, что самое страшное? Я смеялся, видя убийство. Есть очень тонкая грань между сарказмом и шаржем, но многие родители ее не понимают.
Как научиться ее чувствовать?
Вячеслав Назарук:: Уделять детям как можно больше внимания. Было время, когда не было чужих детей, особенно в селах и деревнях. На улице любая бабушка могла остановить нашалившего малыша и без долгих нотаций в двух-трех словах объясняла, что он делает нехорошо. Малыш чувствовал, что за ним есть глаз повсюду. Я был маленьким мальчиком, только-только закончилась война, мы идем с бабушкой по тропинке вдоль Волги, кругом разруха. Навстречу нам идет какой-то мужчина старше средних лет. Мы прошли, а бабушка спрашивает: "Почему ты с ним не поздоровался?". "Бабушка, я ведь его не знаю", - стал оправдываться я. "Как тебе не совестно, - возмутилась она, - он же человек, ты должен был пожелать ему здоровья, сказать "здравствуйте". Вот если бы так думал каждый человек сегодня, то, вероятно, и Маша была бы добрее к бедному медведю. Еще пример. Как-то жарким летом я вышел из дома, на асфальте играют два малыша, мокрые носики, рваные штанишки, два таких Гаврошика. Я прохожу мимо и слышу: "А что, Колька, мы ведь с тобой как захочем, так и сделаем?" И я понимаю, что они действительно сделают все, что им захочется, потому что за ними нет призора. Вспомните "Золотую антилопу", "Котенка по имени Гав"... Ведь ничего особенного нет в этих мультфильмах. Ребенок смотрит их и улыбается, после этого он готов взять любое животное на ручки, гладить его, угостить вкусненьким. В нем рождается доброта.