18.05.2015 00:21
Digital

Как онлайн-петиции помогают "изменить мир"

Онлайн-петиции помогают чего-то добиться
Текст:  Анастасия Пржевальская
Российская газета - Федеральный выпуск: №104 (6675)
"Еще один детский дом в беде. Поможете?", "Помогите людям, больным раком", "Не уничтожайте дом Казимира Малевича!" - почти каждый день, проверяя электронную почту, я нахожу там одно-два таких письма с призывом к действию.
Читать на сайте RG.RU

Два года назад, перейдя по размещенной в социальной сети ссылке, я подписала письмо с просьбой вернуть 50-процентную скидку для студентов на билеты внутренних рейсов. Для валидации подписи требовалось подтверждение моей электронной почты, и так я стала получать уведомления о новых онлайн-петициях. Работает механизм предельно просто. Люди со всего мира размещают свои обращения на глобальных интернет-платформах, таких как Avaaz.org или Change.org. Рассказывают о том, что хотят изменить, и просят их поддержать. Достаточно одного клика, и вероятность, что их голос будет услышан, возрастает в разы. Говорят, один в поле не воин: может, и так, но теперь каждый может собрать свою "армию", не выходя из дома. Густонаселенное интернет-пространство по определению не может быть пустыней, где затерялся бы глас вопиющего.

Чем грозит раскрытие личных секретов граждан в интернете

У этой системы, разумеется, есть свои критики. Противники распространения онлайн-петиций называют своих оппонентов "слэктивистами" (от англ. slacker - бездельник) и указывают на то, что "изменить мир, не вставая с дивана" - идея утопическая. Для людей, ставящих свои подписи под то или иное обращение, это просто способ почувствовать себя лучше, утвердиться в мысли, что они сделали всё, что было в их силах. Следовательно, "слэктивизм" становится не просто бесполезным, но вредным, потому что уводит людей от традиционных, активных форм протеста.

Такая точка зрения имеет право на существование, но не стоит забывать, что нажать на кнопку и подписать петицию - это лишь первый шаг долгого пути. После этого членам сообщества предлагается, во-первых, распространить обращение дальше с помощью соцсетей. Если петиция привлекает внимание СМИ, игнорировать проблему становится практически невозможно. Во-вторых, пользователи могут сделать пожертвование в фонд самой платформы, где размещаются обращения, - и собранные средства будут переданы тем людям и организациям, инициативы которых поддержали десятки тысяч членов сообщества по всему миру.

А самый главный аргумент в поддержку онлайн-петиций - это то, что пусть не всегда, но они срабатывают. Такого рода поддержка помогла, например, сохранить детский дом N 2 в Саратове, закрыть мусоросжигательный завод "Эколог", находившийся в черте города, и вернуть студентам 50-процентную скидку на проезд.

Интернет