17.05.2015 21:05
Общество

Максимов: Учителя оказываются заложниками бесконечной школьной реформы

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №104 (6675)
Те, для кого май - время праздников, те - взрослые. Те, для кого май - время экзаменов и нервов, те старшеклассники и их родители. Время последних звонков и первых ЕГЭ - время подводить итоги.
Читать на сайте RG.RU

Те, кому не нравится наша система образования (мне, в частности), любят рассуждать о том, чему не учат в наших школах. У нас, действительно, много чему не учат. А если вспомнить слова Эйнштейна: знание - это то, что остается в наших головах после того, как нас закончили учить, - то иногда кажется, что не учат вообще ничему. Я регулярно выступаю в школах, преподаю в институте и меня поражает уровень знаний наших детей. Например, если у вас есть знакомые дети от пятнадцати и старше, спросите у них: "Кто с кем воевал в гражданскую войну в Россию? Кто такие белые и кто такие красные?" - уверяю вас, узнаете массу интересного.

Некоторое время тому назад я спрашивал у знакомых-незнакомых старшеклассников: "Зачем вы ходите в школу?" Знаете, какой самый популярный ответ? "Общаться". На втором месте - "готовиться к ЕГЭ". На третьем: "У меня там любимый человек". И только потом: "учиться".

Наш мир устроен так, что взрослые всегда правы, а дети всегда виноваты

Я всегда говорил, что дети мудрее взрослых, они уже давно поняли, что получение знаний - это не главное в школе. Они уже давно разобрались, что подготовка к ЕГЭ и, собственно, образование - это две большие разницы.

Андрей Максимов: Больница должна быть местом радости, а не печали

Удивительное дело! Но когда мы спорим о демократии, мы школу вообще не имеем в виду, она как бы вынесена за скобки, как бы естественно, что в школе демократии быть не может по определению. Поэтому в дискуссиях о нашей вечной реформе школы голоса детей вообще не слышны.

В принципе, наш мир устроен так, что взрослые всегда правы, а дети всегда виноваты. Взрослый, делающий замечание ребенку, - педагог (даже если это случайный человек на остановке), а ребенок, делающий замечание взрослому, - хам. Мы кичимся перед детьми своим опытом, словно не замечая, что опыт нашей личной жизни не всегда удачен.

На своей последней лекции "Как не стать врагом своему ребенку?" я попросил присутствующих: "Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, кто счастлив". Не поднялось ни одной руки. "Так каким же, простите, опытом вы делитесь с детьми? Опытом чего? Опытом построения несчастливой жизни?"

Я не против дисциплины - без нее никакое обучение невозможно, я против послушания в мыслях

Поскольку мы детей любим (и то, увы, не всегда), но категорически не уважаем, мы не думаем, что часто школа дает им такие навыки, которые лучше бы не давала.

Великий педагог и человек Януш Корчак говорил, что для нас хороший ребенок и послушный ребенок - это одно и то же. Понятно, что я не против дисциплины - без нее никакое обучение невозможно, я против послушания в мыслях.

Недавно я выступал в школе перед учениками ( а такие выступления я всегда провожу без учителей) и попросил поднять руку тех, кто никогда не слышал в школе в свой адрес фразы: "Твое мнение никого не интересует". Это были учащиеся восьмых-девятых классов, четырнадцати пятнадцатилетние красивые люди с умными лицами. Не поднялось ни одной руки.

Андрей Максимов: Может ли государство вмешиваться в творческий процесс?

В нашей стране существует такое излюбленное национальное развлечение: делать вид. Вообще-то, оно есть едва ли не в любой стране мира, но у нас уж очень сильно распространено. Когда сотрудник ДПС подходит к вам с вопросом: "Вы нарушили правила, как будем решать проблему?" - ясно, что он только делает вид, что регулирует движение - он занят другим. Когда вы приходите к врачу, у которого даже нет времени вас выслушать, - очевидно, что он делает вид, что врач. Недавно я поругался с директором одного закрытого, как принято говорить, элитного клуба-ресторана, потому что он очень грубо со мной разговаривал. "Я здесь хозяин", - утверждал нанятый директор. Директор ресторана, который не понимает, что главный не он, а посетитель - тоже делает вид. Как и авторы многочисленных детективов делают вид, что они - писатели.

Этому, увы, учит школа. Она приучает ребенка к тому, что он должен делать вид, будто учится. Она приучает к тому, что хорошая оценка зависит не только (и даже не столько) от того, как ты подготовил урок, сколько от того, какие отношения ты выстроил с учителем. Самостоятельно мыслящим людям в большинстве школ неуютно и трудно.

Учителя в наших школах на самом деле - святые люди. Говорю без тени иронии. "Знаете, кто такой учитель сегодня? - спросил меня один педагог и, не дожидаясь ответа, сказал: - Это тот человек, который между заполнениями всяких отчетов все-таки умудряется учить детей".

Нужны комментарии?

Учителя оказываются главными заложниками нашей бесконечной школьной реформы, и это самое печальное. Если учителю в школе не комфортно, - ученику там не может быть хорошо.

Сейчас наступает пора ЕГЭ. И мы будем подводить их итоги, будем выяснять: честно они сданы или нет. Везде ли удалось соблюсти закон в этой "единой государственной экзекуции" или не везде.

И это все важно. Правда, важно. Пока есть ЕГЭ - он должен проходить по закону, это понятно.

Но, на мой взгляд, важнее говорить о сути нашей системы образования, о том, насколько она соответствует тем вызовам, которое диктует время.

Какими выйдут из школы дети - такой и будет страна. Эта мысль абсолютно банальна. Но почему-то мы о ней столь часто забываем.

Не в том ведь главная проблема: насколько хорошо или плохо ребенок сдал экзамен. А в том, насколько хорошо или плохо он готов к жизни: умеет ли он учиться, получает ли радость от приобретения новых знаний.

Подумаем наконец об этом?

Образование