По сообщениям ТАСС, "минобороны РФ изменило техническое задание на разработку эсминца типа "Лидер" - он будет спроектирован только в одном варианте, с ядерной силовой установкой". Об этом агентству рассказал анонимный источник в оборонно-промышленном комплексе.
Утверждается, что Главкомат ВМФ отказался от разработки "Лидера" с газотурбинной силовой установкой. Неназванный источник ТАСС утверждает, что "в соответствии с измененным техзаданием, эскизное проектирование эсминца ведется только в одном варианте - с ядерной силовой установкой".
Подготовку техпроекта ведет Северное проектно-конструкторское бюро. В СССР оно традиционно занималось проектированием эскадренных миноносцев.
В принципе никакой сенсации в тассовской информации нет. Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков уже заявлял, что закладка эскадренного миноносца нового поколения на "Северной верфи" в Санкт-Петербурге запланирована в 2017 году. И, по словам главкома, эсминец будет иметь ядерную энергетическую установку.
Если все сложится, то ВМФ открывает новую страницу отечественного боевого кораблестроения. До нынешнего времени ядерные реакторы в нашем флоте имели только подводные лодки и ледоколы.
Облик эсминца нового поколения был проработан в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге. И первоначально в качестве главной энергетической установки предполагалось использовать газотурбинную. Но поскольку газовые турбины для боевых кораблей еще со времен СССР строились на Украине, командование ВМФ, похоже, решило избавиться от зависимости от излишне "самостийного" государства с непредсказуемой политикой. Благо, что ядерные установки для ледокольного флота и подводных лодок проектировались и строились на территории России. И их технологии отработаны очень хорошо.
Ключевая роль в формировании облика нового эсминца, как сказано выше, принадлежит Крыловскому государственному научному центру. До последнего времени те корветы и фрегаты, которые строились в интересах ВМФ, были вариациями еще советских проектов. В "Лидере" впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения.
Стоит напомнить, корветы и фрегаты имеют водоизмещение до 5000 тонн. Однако для океанской державы, каковой является Россия, Военно-морской флот не может не иметь мощных кораблей. Времена линкоров и даже крейсеров, как считают специалисты-кораблестроители, прошли. Их место займут корабли класса эсминец водоизмещением от 10 000 до 20000 тонн. Это будут корабли океанской зоны, и по своему вооружению они превзойдут классические крейсера середины ХХ века.
"Лидер" во всех отношениях станет прорывным кораблем. У него будет отличная мореходность и по-настоящему комфортные условия обитания для экипажа. Обводы и архитектура надстройки обеспечат малую заметность.
"Российская газета" имеет возможность впервые озвучить основные технические характеристики и системы вооружения нового корабля.
Полное водоизмещение 15000 - 18000 тонн. Длина - 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров. Скорость полного хода - 32 узла, экономического - 20 узлов. Автономность плавания, при наличии ядерной энергетической установки, не ограничена. Мореходность - 7 баллов. Экипаж - до 300 человек. Срок службы - не менее 50 лет.
Основное вооружение - противокорабельные крылатые ракеты. Их типы определятся в процессе окончательного проектирования. Можно утверждать, что это будут лучшие в мире ракеты. Их количество - 70 штук. В качестве основного комплекса, сочетающего функции ПВО и ПРО, выбран С-500 "Прометей" с боекомплектом в 128 ракет.
Артиллерийское орудие одно - 130 мм автоматическая пушка.
На эсминце будет установлено противоторпедное оружие нового поколения. Для борьбы с подводными лодками предусмотрены противолодочные управляемые ракеты - 24 штуки.
Эсминец будет нести два многоцелевых вертолета. Скорее всего, это либо Ка-29, либо Ка-52К.
На корабле установят отечественную боевую управляющую систему, ни в чем не уступающую лучшим мировым аналогам. Будет много и других интересных новинок.
Вне всякого сомнения проект "Лидер" станет действительно лидером в проектировании и строительстве боевых кораблей ХХI века.