Так ли необходима уголовная ответственность юридических лиц в нашей стране и есть ли примеры успешного международного опыта в этой сфере? Суть этой идеи в том, что уголовная ответственность станет возможной не только для физических лиц, совершивших преступление (например, директоров и сотрудников компаний), но и для самого юридического лица.
Это новаторская позиция с точки зрения нашего уголовного права, так как ранее считалось, что преступные действия могут совершить только физические лица, и только их умышленные и сознательные преступные действия могут оцениваться через призму уголовной ответственности. Юридические лица - это лишь отдельно взятые люди, и сами организации уголовной ответственности нести за действия физических лиц не могут.
Согласно законопроекту, такой подход может быть пересмотрен. Будет предусмотрено, что в случае, например, совершения преступных действий через орган управления компанией (директором или иным сотрудником), которые повлекли получение незаконных имущественных выгод, прежде всего самим юридическим лицом, именно организация будет привлекаться к уголовной ответственности.
Можно предполагать, что вопрос привлечения юрлиц к ответственности будет возникать в большом перечне случаев. Например, при осуществлении деятельности без предусмотренной законом лицензии, при умышленном неисполнении обязательств организации перед гражданами в рамках договорных отношений (например, при участии в долевом строительстве), в случае легализации через юрлицо преступно добытых денежных средств и т.п.
Предполагается, что ответственность компаний в основном будет предусмотрена по экономическим составам преступлений (главы 21 и 22 Уголовного кодекса РФ). Сама ответственность может быть разной: в виде фиксированного штрафа от 200 тысяч до 30 млн рублей, штрафа в размере кратном полученного преступным путем дохода, в виде лишения специальной лицензии. Самое суровое наказание - полное принудительное закрытие юридического лица с конфискацией его имущества.
Разработчики соответствующего законопроекта ссылаются на международный опыт. Впервые такой институт возник в Англии несколько десятков лет назад. Сейчас в большом количестве стран (Нидерланды, Франция, США, Канада, Финляндия, Дания, Швейцария, Китай, Индия и других) категория уголовной ответственности юрлиц существует и имеет достаточно широкое применение.
Несмотря на то что существует несколько "моделей" и "концепций" уголовной ответственности компаний, в указанных странах условия наступления такой ответственности в целом схожи. Так, уголовная ответственность юридического лица за виновные действия физических лиц (в основном - его руководителей) наступает лишь в том случае, если указанные действия были совершены в пользу или во исполнение функций данного предприятия. При этом виновность предприятия в уголовно-наказуемом деянии фактически подтверждается виновными действиями его должностных лиц. Наказания, применяемые в разных странах, могут быть самыми разными: конфискация имущества, запрет на осуществление деятельности, ликвидация компании или просто публикация приговора ("обнародование" факта преступных действий). Так что этот вопрос в международной практике не является чем-то совершенно новым и, как и во многих областях нашей жизни, разработчики законопроекта предлагают опираться на соответствующий опыт развитых стран.
Вот только насколько введение такой ответственности сможет помочь российскому бизнесу или экономике страны в текущей ситуации? Даже при ныне действующих нормах частым явлением является силовой прессинг бизнеса со стороны правоохранительных структур. При этом в большинстве случаев этот прессинг сопряжен с обысками в офисах, выемкой документов, допросами сотрудников, арестом и изъятием имущества организаций.
Уголовные дела в отношении собственников бизнеса используются для "рейдерских" захватов и переделов собственности, что в конечном счете приводит к развалу предприятий, увольнению сотрудников, ухудшению экономических показателей и инвестиционного климата. И это возможно даже когда уголовные дела лишь косвенно связаны с деятельностью фирм, а к уголовной ответственности привлекается лишь физическое лицо.
Когда же уголовные дела будут возбуждаться и расследоваться в отношении юридических лиц, то указанные выше меры будут применяться напрямую к компаниям, что в разы может увеличить пагубные последствия уголовно-правового воздействия на бизнес.
Еще более распространенным явлением может стать арест товара или недвижимого имущества правоохранительными структурами привлекаемого к уголовной ответственности предприятия, а также блокировка его деятельности путем изъятия документации.
А ведь на практике меньше трети возбужденных уголовных дел доходит до суда. Остальные либо приостанавливаются, либо "зависают" где-то, создавая постоянную угрозу уголовного воздействия на бизнесмена. С введением уголовной ответственности юридических лиц такая статистика вряд ли изменится.
Ныне действующие нормы уголовного закона достаточно отработаны и при их правильном и компетентном применении правоохранительными органами вполне позволяют пресекать большинство преступлений в сфере экономики.