Дэвид Уильям Дональд Кэмерон, выпускник Итона и Оксфорда, 48-летний аристократ (а возглавил он правительство в 43 года), потомок короля Англии Вильгельма IV - давненько в Соединенном Королевстве не было таких премьеров... По знатности равен Черчиллю - потомку герцогов Мальборо. Сравнить их в других отношениях никто не решается, чтоб не засмеяли. Вообще же англичане потешаются над Кэмероном - как и над всяким политиком - часто и зло. Но смех смехом, а вот несколько цифр. Рост ВВП в Англии. В 2012 - 0,3%, в 2013 - 1,7%, в 2014 - 3,2% (в других крупных странах ЕС: в Германии - 1,4%, во Франции - 0,4%, а в Италии и вовсе сокращение на 0,2%). Уровень безработицы в 2013 - 7,6%, в 2014 - 5,7% (в Германии - 5%, во Франции - 9,7%, а в Италии и вовсе - 12,5 %!).
После этого не стоит удивляться еще нескольким цифрам.
Всего в Палате общин 650 мест. На выборах-2010 консерваторы имели в парламенте 306 мест, лейбористы - 258, либерал-демократы - 57. Тогда Кэмерону пришлось создавать коалиционное правительство. В 2015 консерваторы получили 331-место, лейбористы - 232, либерал-демократы - 8. Так что Кэмерон имеет большинство в парламенте 56 созыва и может формировать правительство без коалиции (для любителей истории надо уточнить, что история "Матери всех парламентов" восходит к 1215 г., к Великой хартии вольностей, Magna Carta, а прототип парламента был и раньше, со времен Вильгельма Завоевателя. Современные созывы парламента ведут отсчет от 1707 г., Акта об Унии, объединившего парламенты Англии и Шотландии). Наблюдатели тут же отметили, что правящая партия улучшает свой результат впервые с 1983 г. - в Англии не работает "административный ресурс", а вот раздражение против правительства обычно накапливается немалое. Во всяком случае, хотя никаких формальных ограничений нет, но де-факто три срока подряд пост премьера в последние 200 лет занимали только граф Ливерпуль и Маргарет Тэтчер.
По итогам выборов тут же подали в отставку лидеры лейбористов, либерал-демократов и партии независимости (получила 1 мандат, хотя все были уверены в гораздо лучшем результате). Трудно удержаться от сравнения - в нашей стране что-то не припомню добровольных отставок лидеров парламентских партий по итогам неудачных для них выборов... Впрочем, может дело в том, что лидеры партий просто не считают потерю голосов и мест "неудачей" (ведь сами-то в Думу попали!), а подчиненные (в каждой партии - своя Вертикаль) не рискуют "менять коней" на вечной переправе из ниоткуда в никуда?
Но вернемся в Англию. Большого успеха добилась также Шотландская национальная партия: в 2010 было 6 мандатов, а сейчас - 56. И это после провалившегося референдума о независимости! Как видно, сепаратистские мечты никуда не исчезли. И хоть Кэмерон заявил, что нового референдума в Шотландии не будет (зато пообещал референдум о членстве Англии в ЕС) - но считаться с этими настроениями ему придется. Вот все это составляет живую политическую жизнь, о которой Кэмерон, не без юмора, но и всерьез сказал: "передо мной стоит все та же простая цель - управлять страной с учетом интересов всех ее жителей".
Теперь с крайнего запада на крайний восток ЕС.
Выборы в Англии дали неожиданный триумф консерваторов. Выборы в Польше привели к неожиданному неуспеху действующего президента Бронислава Коморовского ("Гражданская платформа", ГП). При общей низкой явке (49%) он получил второе место - 33,1% от голосующих. На первом месте нежданно оказался 43-летний кандидат партии "Закон и справедливость" (ЗС) доктор права Анджей Дуда (кстати, его день рождения приходится как раз между I и II туром выборов) - 34,5%.
Польша - как и все, кроме Франции государства ЕС - парламентская страна, власть президента там достаточно ограничена. Но конечно это - важный (особенно во внешней политике) и символический пост. К тому же осенью выборы в Сейм Польши и от того, какая партия одержит победу на выборах президента, во многом будут зависеть настроения избирателей. ГП и ЗС ведут борьбу с переменным успехом с 2005 года. Тогда президентские выборы выиграл Лех Качиньский (ЗС) , который погиб в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 (ЗС до сих пор так или иначе обвиняет в этом Россию). После его смерти Б. Коморовский выиграл выборы у брата-близнеца Леха Качиньского - Ярослава Качиньского. Выиграла ГП и выборы в сейм в 2007 и 2011, сформировав свои правительства (на выборах 2011 из 460 депутатов Сейма ГП получила 207 мандатов, ЗС - 157, премьер-министр Ева Копач, первый зампред ГП).
Кто бы ни победил во втором туре президентских выборов (24 мая), отношения с Россией лучше не станут. Позиции по российскому и украинскому вопросу у обоих кандидатов и партий почти одинаковы, хотя риторика ЗС заметно грубее.
Тем не менее эти выборы представляют для России определенный "методологический" интерес.
ЗС - консервативно-религиозно-националистическая партия. Видит свою цель в борьбе "против могущественной либеральной элиты, контролирующей Польшу" (т.е. ГП). Все тот же набор - традиционные ценности ("духовность"), противостояние растленному влиянию глобализма, неприятие гей-браков и т.д. Кажется, прямо "пророссийская партия" - руку, товарищ! Но общие позиции по отношению к геям, либералам и космополитам отнюдь не залог политической дружбы. В список "традиционных ценностей" польских и русских патриотов входит и традиционная вражда друг с другом! Космополитизм может объединять (хотя бы теоретически), национализм - едва ли.