19.05.2015 00:45
Экономика

В ТПП РФ призвали ввести единые требования по допуску компаний к торгам

Требования на электронных площадках сложны для малых и средних предприятий
Текст:  Ангелина Жукова
Российская Бизнес-газета - : №19 (998)
Завтра истекает срок, когда правительство совместно с администрацией президента должны разработать проект указа по созданию акционерного общества - единого института развития малого и среднего бизнеса (МСБ), а до 1 октября - сформировать единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Читать на сайте RG.RU

При этом есть и другие вопросы, которые надо срочно решить. Например, упрощение правил входа на торги, которые чересчур сложны для МСБ. Об этом рассказали участники рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по мониторингу реализации "дорожной карты", направленной на расширение доступа МСБ к закупкам компаний с госучастием.

Бизнес сможет подобрать систему налогообложения на сайте ФНС

"Пока рано говорить о функциональных обязанностях единого института развития малого и среднего предпринимательства, хотя приоритетное направление уже есть - взаимодействие госкорпораций с МСБ в сфере закупок. Эта структура в тесном партнерстве с рабочей группой АСИ и предпринимательским сообществом будет помогать выполнять правительственные директивы. Пока мы видим низкий уровень их выполнения. К примеру, из 664 акционерных обществ, которым были направлены поручения, лишь 40 создали совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности проводимых закупок, и только 10 разработали программы партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства", - рассказал Сергей Фахретдинов, руководитель рабочей группы, член президиума генсовета "Деловой России". Он также подчеркнул, что за последнее время во многих госкорпорациях были созданы совещательные органы, то есть компании готовятся к работе с представителями МСБ. При этом качество работы таких органов остается на низком уровне. Из 40 созданных совещательных органов по общественному аудиту эффективности закупок не более десяти можно считать работающими эффективно, об этом свидетельствуют данные мониторинга Минэкономразвития РФ. Кроме того, состав совещательных органов выглядит достаточно странно: зачастую это работники структурных подразделений самой компании, ее дочерних и аффилированных структур. "К примеру, в "Объединенной зерновой компании" из 10 членов совещательного органа лишь один не работает в структуре компании. В "Институте "Энергосетьпроект" совещательный орган состоит всего из 4 членов и ни одного независимого наблюдателя. Говорить о возможности ведения такими совещательными органами действительно независимого общественного аудита закупочных процедур не приходится. Приоритет должен оставаться за предпринимательским сообществом", - говорит Сергей Фахретдинов.

Новый порядок регистрации оградит бизнес от рейдеров

Изначально совещательные органы в госкомпаниях задумывались как площадка для диалога между малым и средним бизнесом и топ-менеджментом компаний, напомнил Сергей Ветохин, исполнительный директор "Союзкомпозит". "Компаниям давалась возможность увидеть малый бизнес, который существует и готов работать на повышение эффективности своей собственной компании и госкорпорации, поставляя свою продукцию. Я провел собственный мониторинг: из 14 крупных госкомпаний совещательный орган есть в 9, из которых увидеть реальный состав можно только в 4 компаниях. Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо направить предложение в правительство о формировании новой директивы об изменении состава совещательных органов. Чтобы их члены были выдвинуты независимыми от заказчика объединениями предпринимателей и отраслевыми организациями в количестве не менее 50% от общего состава совещательного органа", - отмечает Сергей Ветохин. По его словам, главная задача в этом не просто включить МСБ в состав совещательных органов, а показать госкорпорациям, что этот бизнес есть, он ответственный, квалифицированный и ему есть что предложить.

Впрочем, совещательный орган не решит всех проблем, пока не будет единых требований по допуску к торгам, считает Елена Дыбова, председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. "Мы проводили "Контрольную закупку" и пытались пройти по всем ступеням закупочного процесса как представители малого и среднего бизнеса. Наш формат передачи - это учебное пособие по тому, как регистрироваться на площадке и какие меры принимать в той или иной ситуации, возникшей в закупочном процессе. Мы выяснили, что проблема МСБ в огромном выборе площадок, в которых сложно разобраться. При этом на некоторых из них непросто зарегистрироваться. Есть такие, где нам потребовалось больше месяца, чтобы разобраться с регистрацией и выучить все шаги процедуры закупок. При этом есть площадки, которые делят разные расчетные счета, да и само участие на них слишком затруднено. На других площадках предприниматели вынуждены подавать заявку на бумаге, дискете и флешке. Либо за подачу заявки нужно заплатить четыре тысячи, и это только за подачу, не имеет значения, выиграешь ты или нет. Представители малого бизнеса жаловались, что им приходится отказываться от закупок, потому что невозможно пройти все ступени, так как они слишком сложны", - говорит Елена Дыбова.

Все эти замечания справедливы, замечает Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ, и дополняет их предложениями. "У нас есть "дорожная карта", подписанная правительством, и инициатива госкорпораций - закупать у малого и среднего бизнеса 15% от общего объема закупок. Сегодня госкорпорации зачастую жалуются, что у них нет заявок от субъектов МСБ. А нет их, потому что участие в торгах для малых компаний - это слишком трудоемкий и затратный процесс, - комментирует Константинов. - Кроме того, у нас большое количество площадок, безусловно, это конкурентный рынок, но малому бизнесу здесь сложно сориентироваться. При этом выбирая пять-шесть площадок, поставщик отдает от 300 тыс. до миллиона рублей в год за участие в торгах. И конечно, есть проблема с регистрацией, когда компания с небольшим штатом должна заниматься сбором большого количества документов. Чтобы облегчить участь МСБ по всем этим параметрам, необходимо создание единого реестра субъектов МСБ. Это должна быть интегрированная платформа, на которую поставщики "сливают" все документы для регистрации на площадке, причем как для участия по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ".

Малый бизнес Минэкономразвития Торгово-промышленная палата России