Патентная система, с 1 января ставшая обязательной для гастарбайтеров, напомним, пришла на смену квотированию "рабочих гостей". Она касается всех иностранных специалистов, включая футбольного тренера Фабио Капелло и президента АВТОВАЗа Бу Андерсена. Кроме этого, потенциальные работники обязаны сдать тесты на знание русского языка, истории нашей страны и основ российского законодательства. Впрочем, если соискатель вакансии дворника предъявит комиссии документ как минимум о среднем образовании, выданный в любой стране бывшего СССР до 1991 года, или российским учебным заведением после 1991 года, сертификат о прохождении тестов он получит автоматически.
Никто не отрицает, в патентной системе для гастарбайтеров есть свои плюсы. Взять хотя бы то, что, по данным ФМС, продажа патентов с начала года принесла в казну около 5 млрд руб. Но у любой медали, как известно, две стороны. И на той, второй стороне - сказки заканчиваются, начинается быль. Например, в Московской области патенты выдает только один центр. Ежедневно к нему рвутся 3-4 тыс. соискателей. Процесс получения затягивается до полутора месяцев. А все это время приезжему надо где-то жить, что-то есть, а на работу он устроиться не может. "Работодатели вынуждены содержать мигрантов за свой счет, пока они оформляют патенты, - говорит зампредседателя комитета ТПП РФ по развитию АПК Павел Грудинин, - причем нет абсолютно никакой гарантии, что, обретя вожделенный документ, он не скроется в неизвестном направлении".
Получение патента, безусловно, можно ускорить, обратившись к посредникам, - это выльется для мигранта в дополнительные 7 тыс. руб. А учитывая, что люди приезжают на заработки, как правило, без лишних средств, эта нагрузка опять-таки ложится на работодателя. "Таким образом решить вопрос выгоднее, хотя бы в плане экономии времени, - считает вице-президент МТПП Сурен Варданян, - а все потому, что официальный механизм пока дает сбои".
Будем откровенны: совсем без мигрантов нам не обойтись. Особенно это касается таких отраслей, как транспорт, строительство, сельское хозяйство, ЖКХ. По подсчетам экспертов, для подъема российской экономики до 2020 года необходим ежегодный приток около 1 млн единиц иностранной рабочей силы. "Любое крупное сельхозпредприятие, - рассказал "РГБ" Павел Грудинин, - в определенное время года нуждается в сезонных рабочих. Это типично для почти всех стран. Так, на полях Англии летом трудятся латыши, в США - пуэрториканцы и мексиканцы, в Германии - поляки и румыны. Так что трудовая миграция - это скорее правило, нежели исключение. Есть сельхозоперации, которые невозможно механизировать в принципе: например, сбор клубники, поспевающей в разное время".
У транспортников свои проблемы: с 1 июня все водители, занятые в коммерческих и муниципальных пассажирских перевозках, в добавок к упомянутым "прелестям" миграционных новелл должны иметь права российского образца. "В регионах, где велика доля шоферов-гастарбайтеров, с начала лета может наступить транспортный коллапс, - считает вице-президент автотранспортного союза Сергей Мойсенков, - например, в одном только Санкт-Петербурге около 12 тыс. водителей-мигрантов. 90% из них имеют "не те" права. Половина из них работают по 5-8 лет без особых замечаний. Обучение на категорию D длится полгода и стоит 100 тыс. руб. И компании-перевозчику очень сложно расстаться с такой суммой при отсутствии гарантий, что работник не уволится".
Так все же, как найти среднее арифметическое и сделать так, чтобы работодатели и их подопечные не пытались обойти миграционное законодательство, а оно, в свою очередь, было для них более комфортным? Так, Павел Грудинин предложил перенести центры выдачи патентов и сертификатов на знание языка, истории и т.д. в страны "исхода". Их можно организовать при посольствах, торгпредствах, местных ТПП. Конечно, вопрос этот необходимо обсуждать на межгосударственном уровне, поскольку не все страны официально признают отток рабочей силы. Так, руководство Узбекистана, например, вообще отрицает наличие трудовой миграции. Лишь недавно эту проблему признал Таджикистан.
Также, по мнению Грудинина, необходимо наладить отправку домой тех приезжих, которые не смогли пройти тесты по языку и остались без шансов получить работу. Сейчас ими никто не занимается. Сурен Варданян предложил создать электронную базу по трудоустройству мигрантов: туда могла бы стекаться информация о количестве и качестве разных "специалистов", а компании направлять туда заявки на работников разных профессий. Ну а пока эти изменения только в проектах, существующее законодательство придется исполнять, нравится оно нам или нет.