По мнению чиновников, все упирается в сроки: по региональному закону договоры на установку и эксплуатацию всех типов рекламных конструкций заключаются не более чем на пять лет. Предприниматели утверждают, что за это время не успевают окупить вложения. По их данным, с учетом 30-процентного падения рекламного рынка чистая прибыль от эксплуатации обычного щита размером 3 на 6 метров составляет около 5000 рублей в год.
- Можно в это верить или нет, но если мы проедем по городу, то увидим много свободных рекламных мест, - говорит заместитель директора городской инспекции по земельным отношениям Сергей Герштанский, с которым бизнесмены поделились своими расчетами.
Интересно, что, когда в областной Думе в прошлом году принимали закон о предельном 5-летнем сроке, уже тогда многие сомневались в правильности такого решения. В частности, региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Игорь Клепинин прямо заявлял: при таком подходе бизнес вряд ли захочет осваивать новые технологии, а рекламный рынок в регионе станет бурно развиваться. Так и вышло.
Заместитель руководителя администрации Кургана Сергей Заскалькин рассказал, что при подготовке к 70-летию Победы мэрия пыталась запустить проект социальной рекламы с использованием светодиодных конструкций и установить четыре уличных экрана. Организовали аукцион, и несколько фирм уже были готовы принять в нем участие. Но, когда они просчитали экономику проекта, от торгов отказались. В конкурсной комиссии переживают: если дело так пойдет и дальше, то в Кургане никогда не появятся современные рекламные конструкции, будут по-прежнему преобладать примитивные щиты и тумбы.
Судя по итогам дискуссии, предельный срок договора на установку рекламных конструкций в Зауралье все-таки увеличат до 10 лет, как это сделано почти во всех российских регионах. В областном департаменте имущественных и земельных отношений норму закона предлагают распространять только на новые договоры, а продлевать старые не рекомендуют.
Между тем на рынке наружной рекламы Зауралья есть куда более серьезные проблемы: без их решения споры о сроках действия договоров ничего не стоят. Так, по закону муниципалитеты обязаны подготовить схемы размещения наружной рекламы с указанием конкретных мест, где можно установить конструкцию того или иного формата. Без такого документа невозможно объявлять торги ни на пять, ни на десять лет. По данным областного комитета по архитектуре и строительству, только два МО - город Курган и Половинский район - такие схемы согласовали.
- Во многих местных администрациях просто нет специалистов, способных профессионально разработать схемы размещения рекламных конструкций, - пояснил заместитель председателя областного комитета по архитектуре и строительству Валерий Рожков. - В ряде регионов этим занимаются специализированные проектные организации, но их услуги недешевы. У нас органы местного самоуправления за неимением средств вынуждены справляться собственными силами. Часто разработанные ими документы приходится отправлять на доработку.
Но и это еще не все. По закону утвержденные схемы необходимо привести в соответствие с техническим регламентом о безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения. Но поскольку Госдума техрегламент до сих пор не приняла, то к билбордам применяются требования отраслевого ГОСТа ("Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений"). Понятно, далеко не везде они соблюдаются. Но если раньше на это закрывали глаза, то теперь поблажек не будет. В Шадринске, например, из-за претензий ГИБДД (не соблюдено расстояние между рекламоносителями, конструкция загораживает дорожный знак и т.д.) значительная часть наружки выпадет из схемы размещения, а значит, общее количество щитов уменьшится.
- Мы уже подготовили ряд предписаний о демонтаже рекламных конструкций собственникам, у которых заканчиваются договоры, - сообщила заместитель главы администрации Шадринска Татьяна Туганова.
В мэрии Кургана также заявили, что уберут все рекламные щиты с разделительной полосы на проспекте Маршала Голикова в Заозерном микрорайоне. Впрочем, эксперты отмечают, что этим бизнес не запугаешь. В Курганской области много неучтенных рекламных конструкций, до которых контролеры доберутся не скоро. Но это уже другая тема.
Сергей Гришечкин, предприниматель:
- Безусловно, срок заключения договоров надо увеличивать, но причина падения рынка рекламы не только в этом. Проблему надо решать в комплексе. Даже по сравнению с зажиточными соседними регионами в Кургане довольно высокие ставки: цена лота на аукционах доходит до 50 тысяч рублей, в результате арендная плата достигает порой 100 тысяч в год. А вот прибыли может и вовсе не быть, особенно сейчас, когда рекламный рынок фактически встал. Для сохранения этого сегмента целесообразно было бы рассмотреть возможность уменьшения финансовой нагрузки, хотя бы на первый год. В этом должен быть заинтересован в первую очередь муниципалитет, который не получает ожидаемый доход от рекламного рынка.