Наши специалисты - аналитики, конструкторы, инженеры, которые были привлечены, например, к разработке проекта перспективного российского авианосца, уже вполне определенно представляют, каким он должен быть, для каких целей использоваться, где, в какие сроки и за какие деньги может быть построен.
Но решение о начале такого строительства и выделение необходимых финансовых средств - вопрос не к проектантам и корабелам, а к тем федеральным структурам, где определяют военную доктрину государства и его внешнеполитический курс. В этом ряду и коллизия с "Мистралями": отказ Франции от выполнения принятых на себя обязательств лишь укрепил позиции экспертов, которые выступали против решения тогдашнего руководства минобороны разместить дорогостоящий заказ на два вертолетоносца на верфях чужого государства - в то время как сохранившиеся в России судостроительные мощности простаивали.
Тот факт, что на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, частично включенном в кооперацию по "Мистралям", смогли в срок и с отменным качеством выполнить свою часть работы, лишь подтверждает, что главных компетенций мы не растратили. А экономические сакции, введенные против России, на ситуацию в отечественном судостроении проецируются, если хотите, с точностью известной поговорки "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
От сиюминутных вопросов импортозамещения мы переходим (хочется в это верить) к возрождению российского судпрома как самодостаточной отрасли.
Не случайно заглавную роль в организации нынешнего форума сыграла Объединенная судостроительная корпорация. Созданная по указу президента РФ в 2007 году, она консолидировала почти 80 процентов отечественного судостроительного комплекса и объединяет сегодня около 60 предприятий и организаций - основные судостроительные и судоремонтные верфи, а также ведущие проектно-конструкторские бюро. Российский рынок - основной для ОСК, но при этом она экспортирует свою продукцию (главным образом по линии военно-технического сотрудничества) в 20 стран мира.
На форуме МИР-2015 в Москве модели военных кораблей не демонстрировались, акцент сделан исключительно на гражданские проекты - ледоколы, сухогрузы, танкеры, морозильные траулеры, буровые платформы, портовые буксиры и пассажирские суда речного и смешанного - река-море - классов.
Крыловский научный центрВ экспозиции ОСК было представлено девятнадцать проектов. На правах флагмана - атомный ледокол ЛК-60, который строится на верфях "Балтийского завода-Судостроение". Рядом представлены судно-бункеровщик и танкер "Михаил Ульянов" (проекты Северного ПКБ), современный дизель-электрический ледокол (три таких строятся на Выборгском заводе в Ленинградской области и еще по трем уже определились заказчики), а также различные типы буровых платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.
Особое внимание привлек разработанный питерскими конструкторами подводный энергетический модуль. В нем предлагается использовать ядерные реакторы малой и средней мощности, которые долгое время и в автономном режиме могут обеспечивать электроэнергией промысловое оборудование на глубинах от 100 до 400 метров.