Рожден в 1959 году
Когда междугородная троллейбусная линия между Симферополем и Южным берегом Крыма в 1959 году готовилась к пуску, на испытаниях выяснилось, что отечественный МТБ-82 не способен перебраться через Ангарский перевал.
- На трассу его так и не выпустили - во время пробной поездки он еще до перевала дымиться начал, - вспоминает хранитель музея "Крымтроллейбуса" Андрей Славный.
В итоге было решено не изобретать велосипед, а купить чешскую "Шкоду". Эти троллейбусы оказались маневреннее. На затяжных спусках у них не выходило из строя электрооборудование, а выглядели они современнее МТБ.
"Шкоды" на 40 лет вытеснили с крымского рынка советских производителей троллейбусов. Так, символом уникальной и единственной в мире горной троллейбусной линии стали импортные округлые модники, превратившиеся в местную легенду. До 2011 года 90% подвижного состава "Крымтроллейбуса" составляли 25-40-летние машины. В Севастополе же наравне с другими республиками Союза массово эксплуатировали "ЗиУ" (коих до сих пор немало даже в Москве) - там вполне хватало обычной городской модели.
Единственное, чего "Шкодам" не хватает - мест для багажа. Но и без этого модель стала коммерчески успешным проектом. На сотрудничестве с Советским Союзом завод мог озолотиться: через 20 лет после покупки первой машины в СССР поступила 5-тысячная юбилейная.
На горных трассах сверхвыносливая импортная техника иногда работает и сегодня. Но в основном здесь курсируют современные "Богданы" Луцкого автомобильного завода.
- Нашей самой старой "Шкоде" 43 года, - говорит Андрей Славный. - Хотя у нее срок службы по заводским нормам - 10-12 лет. Такого долголетия удалось добиться благодаря стараниям ремонтников. Чехи были в шоке, когда приезжали в 2011 году: посол сказал, что у них даже в музее таких троллейбусов нет.
А крымским, судя по всему, придется "побегать" по Крыму еще как минимум год. Уже в начале 2015-го представители российских заводов засомневались, что заказ Крыма и Севастополя на 277 новых машин успеют выполнить до конца года даже совместными усилиями всех имеющихся производителей. Это без учета того, что нужно успеть разработать первый российский троллейбусный концепт для горной трассы - более мощный, с надежной тормозной системой, позволяющей преодолеть два затяжных спуска-подъема возле Алушты: со стороны Симферополя - 9-километровый, со стороны Ялты - 5-километровый. Кроме того, в салоне нужны полки или отсеки для багажа и больше сидений - 45. При этом троллейбус должен быть "универсалом", чтобы за рамками курортного сезона при необходимости работать и в городе. В Симферополе в советские годы для этого на 9 некурортных месяцев снимали часть сидений.
Идея Хрущева
6 ноября 1959 года навстречу друг другу из Алушты и Симферополя выдвинулись два первых троллейбуса. Эту идею приписывают Никите Хрущеву - его портрет украшал "первенца", выехавшего с Южного берега Крыма. В 1961 году открыли вторую очередь движения до Ялты. Протяженность современной линии - 85 км (если считать от аэропорта Симферополя, откуда теперь тоже можно уехать на ЮБК "рогатым", то 96 км).
По сути, ради троллейбусной линии грунтовую дорогу из Симферополя на ЮБК в 1958 году полностью перекопали и залили асфальтом. Первая очередь до Алушты была построена за рекордные 11 месяцев.
- До ремонта дорога была очень узкой и мало походила на трассу, - продолжает Андрей Славный. - В 1826 году ее строили солдаты русской армии, на перевале стоит памятный знак в их честь. Автобус в советское время по старой дороге ехал до Ялты 4 часа. Пассажиры предпочитали добраться до Алушты и оттуда в Ялту плыть катером, чтобы не мучиться еще 30 км в автобусе. С тех пор новая дорога укреплялась и даже изменяла путь: между Ангарским перевалом и Верхней Кутузовкой грунт однажды сполз в обрыв, и трасса просела. Пришлось строить новый участок подальше от склона.
- 1961 год, толпы народа - это очередь на троллейбус, - показывает фотографию Андрей Славный. - Альтернатива, конечно, была. В 20 метрах - автостанция "Курортная". Но в автобусе трясет и воняет бензином. И до Алушты билет стоил 95 копеек, а троллейбусный - 65. Для того времени разница существенная.
С крупными городами заключались договоры - с Москвой, Ленинградом, Киевом, Харьковом, Минском, Ригой, Вильнюсом. Там туристы покупали сразу два билета - на поезд и троллейбус. По прибытии в Симферополь через 15 минут можно было уехать к морю по второму билету. Те, кто заранее им не обзавелся, стояли в очереди в кассу по 3-4 часа. Бывало даже, что проводники поездов продавали билеты на троллейбус.
500 рейсов в день
"Шкоды" отправлялись каждые 2-3 минуты: 150 машин, 500 рейсов в день! Такого плотного расписания не было во всем Союзе.
- "Крымтроллейбус" единственный в мире давал 24 года подряд огромную прибыль за счет междугородних перевозок, - говорит хранитель музея. - За 55 лет перевезено 5,5 млрд человек - практически население всего земного шара.
Посетителей в музее, который находится в симферопольском депо, мало, но посмотреть там есть на что. За стеклом объемная картина - копия Гурзуфского моста. Необычная конструкция в 12 км от Ялты над обрывом. Чтобы уместить ее в ландшафт, ничего в нем не меняя, пришлось наклонить мост в двух плоскостях - вбок и вниз. Стены - в черно-белых фотографиях троллейбусов и в портретах сотрудников.
- У нас бывали гости из разных стран мира, - говорит Андрей Славный. - Англичане приезжали пару лет назад перенимать опыт. В 1962 году у них закрыли троллейбусное движение, теперь мегаполис задыхается. Приезжали американские кинокомпании снимать фильмы о нас. Снимал 12-й канал японского телевидения, еще немцы. Все обещали прислать кино, но порядочными оказались только последние. Есть такой фанат электротранспорта, Роберт Додд из Ноттингема. Его отец когда-то работал водителем троллейбуса. Он каждый год приезжает в Крым, заходит в музей. Я его как-то спросил: "Роберт, а не хотите на море поехать?" Он говорит: "Да не нужно мне море". Вот такой любитель транспорта.
Правительство РФ в ближайший год планирует обновить общественный транспорт Крымского федерального округа на 100%. И предприятие "Крымтроллейбус" должно получить 150 единиц новой российской техники.
- Полное обновление парка - это для нас какая-то фантастика, - говорит замдиректора "Крымтроллейбуса" Лариса Лисовская. - Если обновимся хотя бы на треть от обещанного, будем очень рады. Потому для водителей новые троллейбусы - это символ новой жизни. И еще нужна замена старой контактной сети, у нас до сих пор есть подстанции в виде домиков - в России такого давно нет.
Цифры и факты
5,5 млрд человек перевез "Крымтроллейбус" за 55 лет.
83 династии работали на предприятии с момента его открытия.
85 км тянется путь по горной троллейбусной трассе из Симферополя до Алушты, в том числе 30 км - вдоль моря.